|
Мир авиации |
|||||||||
www.world-of-avia.narod.ru |
||||||||||
:::Разделы::: |
:::Поршневые самолеты::: |
|||||||||
|
North
American B-25 Mitchell В предвоенные и военные годы развитие американских двухмоторных бомбардировщиков шло в рамках двух классов: А (attack штурмовик) и В (bomber бомбардировщик). Предполагалось, что первые будут обладать более высокой скоростью, более мощным передним стрелковым вооружением и меньшей бомбовой нагрузкой и дальностью. В ходе эволюции, однако, различия между этими классами машин все более и более размывались, и к середине войны провести между ними грань стало практически невозможно. После войны этот факт признали официально: категория А была упразднена.
История В-25
Mitchell (Митчелл)
самого
массового
двухмоторного
бомбардировщика
ВВС
американской
армии (лишь
в 1947 году ВВС
получили
самостоятельность,
а до того
обозначались
US Army Air Force)
начиналась
как раз с
проекта
штурмовика.
В 1938 году
военные
выдали
авиационным
фирмам
требования
к будущему
самолету
категории А.
Фирма North American,
занимавшаяся
до того лишь
легкими и
учебными
самолетами,
решила
попытать
счастья, и к
январю 1939
года на свет
появился NA-40
двухмоторный
высокоплан
с
двухкилевым
оперением и
носовой
стойкой
шасси.
Победителем
этого
конкурса,
однако,
признали
самолет
компании Дуглас,
впоследствии
известный
как А-20 Boston.
После
объявления
результатов
конкурса
были
опубликованы
новые
требования
к
пятиместному
среднему
бомбардировщику.
Оговаривались
максимальная
скорость (около
480 км/ч),
дальность (3200
км) и
бомбовая
нагрузка (1362
кг).
Конструкторы,
возглавлявшие
проект NA-40 Х.
Эванс и Дж.
Этвуд,
решили на
его основе
создать
новый
самолет,
получивший
фирменное
обозначение
NA-62. После
демонстрации
чертежей
военным
последние,
не
дожидаясь
постройки
прототипа,
сразу
заказали 184
новых
бомбардировщика,
обозначив
их В-25.
Фирма так и
не
построила
опытной
машины
первый
сразу
серийный В-25
подняли в
воздух 19
августа 1940
года пилот В.
Бриз и
бортинженер
Р. Феррэн.
Следует
отметить,
что В-25 не был
единственным
победителем
конкурса
бомбардировщиков:
вместе с ним
большого
заказа (также
с
чертежной
доски)
удостоилась
фирма Мартин
ее М-179 (будущий
В-26) и машина Норт
Америкен как бы
взаимно
подстраховывали
друг друга.
Реализуя
заказ на 184 В-25,
фирма
выпустила
три
модификаций
самолета,
постепенно
раскрывая
его
возможности
и
увеличивая
боевую мощь.
Вначале
появились 24
В-25 (без
буквенного
индекса
модификации).
Оснащенные
двигателями
Райт R-2600-9 (1350 л.с.
в полете),
эти машины
несли 1088 кг
бомб и
весьма
умеренное
стрелковое
вооружение
один
пулемет (7,62 мм)
в носу, два
таких же в
бортах
фюзеляжа за
крылом и
один
крупнокалиберный
(1 2,7 мм) в
хвосте.
Самолет,
поступивший
на
вооружение
в феврале 1941
года,
развивал 518
км/ч на
высоте 3,5 км и
обладал
дальностью
3200 км. Первые
машины
позволили
окончательно
определить
внешние
контуры В-25,
которые
после этого
оставались
практически
неизменными
вплоть до
окончания
выпуска
менялось в
основном
оборонительное
вооружение,
защита,
двигатели и
топливная
система.
Сорок В-25А
отличались
лишь
бронированием
мест
экипажа и
протектированными
топливными
баками (война
в Европе
позволяла
ориентироваться,
в каком
направлении
необходимо
развивать
конструкцию
самолета),
что привело
к
возрастанию
массы
самолета и
сокращению
запаса
топлива. Как
следствие,
скорость и
дальность
уменьшились.
На 129 машинах
модификации
В-25В был
сделан
новый
важный шаг
по пути
усиления
оборонительных
возможностей
вместо
бортовых
пулеметов и
задней
турели
появились
две верхняя
и нижняя)
башни Бендикс
с
электроприводом
обе имели
по два
крупнокалиберных
пулемета.
К концу 1941
года фирма
передала
военным 171
самолет,
получивший 1
октября 1941
года боевое
имя Митчелл
в честь
генерала У.
Митчелла,
много
сделавшего
для
развития
американской
военной
авиации в 30-е
годы. ВВС
были вполне
довольны
новым
бомбардировщиком,
и вскоре
последовали
гораздо
более
крупные
заказы.
Стало
очевидно,
что завод
фирмы в
Инглвуде (Калифорния)
вряд ли
справится с
таким
объемом
работ. В
сжатые
сроки в
Канзас-Сити
совместными
усилиями Норт
Америкен и
автомобильного
гиганта Дженерал
моторc
появился
новый завод,
подключившийся
к программе
выпуска митчеллов
с начала 1942
года.
Новые
модификации,
развивавшиеся
параллельно,
получили
индекс С (Инглвуд)
и D (Канзас-Сити).
От серии к
серии
внедрялись
все новые и
новые
усовершенствования.
Первые В-25С
не
отличались
внешне от В-25В
появились
лишь
двигатели
R-2600-13 (той же
мощности), 24-вольто-вое
электрооборудование
и
противообледенительная
система.
Увеличилась
емкость
топливных
баков. На B-25C-1(D-1)
установили
внешние
узлы
подвески
бомб (под
крылом) и
торпеды (под
фюзеляжем).
На малую
дальность
самолет мог
брать 2350 кг
бомб.
Модификация
C-5(D-5) получила 12,7-мм
пулеметы в
передней
кабине
один для
штурмана,
другой,
неподвижный,для
летчика. На
C-15(D-15)
установили
пламегасители
для каждого
цилиндра (вместо
коллектора
с единой
выхлопной
трубой на
предыдущих
машинах), a C-20(D-20)
оснащались
протектированным
баком в
бомбоотсеке.
Выпуск В-25С
завершился
в мае 1943 года (1619
машин), a B-25D в
марте 1944-го (2290).
Последние
серии D-30 и -35
еще
сохранили
некоторые
черты своих
предшественников,
но в
отношении
вооружения
уже в
большей
степени
походили на
следующую,
самую
массовую
бомбардировочную
модификацию
B-25J. (Штурмовики
B-25G и Н,
вооруженные
75-мм пушкой,
хотя и несли
бомбы,
выходят за
рамки
нашего
рассказа.)
На D-30/-35
появились
боковые
блистеры с 12,7-мм
пулеметами,
а также
хвостовая
установка (12
пулемета
12,7 мм), но
ценой
потери
нижней
башни. Кроме
того, по
обеим
сторонам
фюзеляжа
под кабиной
пилота
появились
неподвижные
пулеметы (12,7
мм) по паре
слева и
справа.
Увеличение
массы,
естественно,
не могло не
повлиять на
летные
данные
максимальная
скорость
упала до 457 км/ч.
Применение
митчеллов
в бою
началось
весной 1942
года на
Тихом
океане. По
мере того
как базами
американской
авиации
становились
небольшие
полосы в
джунглях
или на
крошечных
островах,
все более
важное
значение
приобретали
такие
факторы, как
простота
пилотирования
и
обслуживания,
короткие
взлет и
посадка.
Тихий океан,
Китай и
Бирма стали
районами,
где В-25
вытеснили В-26,
в то время
как в
Северной
Африке они
использовались
совместно.
В боевой
биографии "Митчелла"
странным
образом
наиболее
известным
стал эпизод,
совершенно
нетипичный
для этой
машины. Речь,
конечно,
идет о
налете на
Токио или Рейде
Дулиттла 18
апреля 1942
года. 16 В-25В
были
специально
облегчены и,
возглавляемые
полковником
Дж.
Дулиттлом,
взлетели с
палубы
авианосца Хорнет.
Спустя
несколько
часов они
сбросили 227-кг
бомбы (по 4 на
машине) на
цели в Токио,
Кобэ,
Иокогаме и
Нагое.
Результат
этой акции,
разумеется,
был чисто
пропагандистским.
Менее
известен
другой факт:
в период
между этим
налетом и
рейдами В-29 в
1944 году по
японской
территории
был нанесен
еще один
удар. 10 июля 1943
года,
взлетев с
Алеутских
островов, митчеллы
отбомбились
по острову
Парамушир.
Помимо
белых звезд,
митчеллы
несли
опознавательные
знаки и
других
стран
антигитлеровской
коалиции
Великобритании,
Австралии,
Франции,
Голландии.
Особо нужно
сказать о 861 В-25,
полученном
СССР.
По данным,
опубликованным
в журнале Мир
авиации,
первые
машины (В-25В)
прибыли
морским
путем, в
СССР в конце
1941 года.
Переучивание
на митчеллы
началось
весной 1942
года, после
чего они
короткое
время
использовались
для дневных
налетов и
поддержки
войск.
Вскоре для
краснозвездных
В-25 (позже
поставлялись
модификации
C/D и J) нашлось
более
рациональное
применение
в Авиации
дальнего
действия,
где они
пользовались
любовью
личного
состава и
дослужили
до 1952 года,
когда их
заменили Ту-4.
Последняя
бомбардировочная
модификация
B-25J
соединила в
себе все
достоинства
предыдущих,
а ее
стрелковое
вооружение
стало
просто
фантастическим:
хвостовая
башня со
спаркой, два
боковых
блистера с
одиночными
пулеметами,
верхняя
башня со
спаркой (смещенная
вперед по
сравнению с
C/D), 4
неподвижных
по бортам и
два в
передней
кабине (подвижный
и
неподвижный)
итого
двенадцать
стволов
калибра 12,7 мм!
Если
оценивать
оборонительные
возможности
J в задней
полусфере,
то он почти
не уступал
тяжелым
бомбардировщикам
В-17 или В-24.
Всего было
выпущено 4390 B-25J,
а самолет,
переданный
ВВС 15
октября 1945
года, стал
последним
из 9889 митчеллов.
Около 800
машин было
выпущено
без
штурманской
кабины, в
которой
вместо
этого
разместили 8
крупнокалиберных
пулеметов.
Этот скорее
не
бомбардировщик,
а штурмовик,
обладавший
18 стволами 12,7-мм
калибра,
имел,
вероятно,
самое
мощное
стрелковое
вооружение
из всех
воюющих
машин.
Самолет Норт
Америкен B-25J
представлял
собой
цельнометаллический
свободнонесущий
моноплан с
экипажем из
семи
человек.
Фюзеляж
полумонокок,
состоявший
из четырех
частей: 1 -я
передняя
кабина (бомбардира),
кабина
пилотов и
кабина
штурмана, 2-я
бомбоотсек,
3-я отсек
боковых
стрелков, 4-я
хвостовая
часть со
стабилизатором
и
стрелковой
установкой.
Места
стыков 1-и, 2-й и
3-й частей
приходились
на
лонжероны
крыла.
Бомбардир/стрелок
переднего
пулемета,
пилоты,
сидевшие
рядом, и
штурман/
стрелок
верхней
башни
попадали в
самолет
через
откидывавшийся
вниз люк под
кабиной
штурмана.
Хвостовые
стрелки
использовали
аналогичный
люк в задней
части
фюзеляжа.
Места
большинства
членов
экипажа
защищались
бронеплитами.
Крыло (с
работающей
обшивкой)
состояло из
центроплана
и двух
отъемных
консолей.
Центроплан
двухлонжеронный,
консоли
однолонжеронные
на их задней
кромке
размещены
элероны с
металлическим
каркасом и
полотняной
обшивкой.
Между
элеронами и
фюзеляжем
четыре
секции (по
обеим
сторонам от
мотогондол)
щелевых
закрылков
Фаулера с
гидроприводом.
Мотогондолы
расположены
на концах
центроплана.
Хвостовое
оперение
свободнонесущее,
двухкилевое.
Конструкция
металлическая,
с
полотняной
обшивкой
рулей, на
которых
имелись
управляемые
триммеры.
Силовая
установка
состояла из
двух
звездообразных
двухрядных
14-цилиндро-вых
двигателей
воздушного
охлаждения
Wright R-2600-29
взлетной
мощностью 1700
л.с. Винты
трехлопастные,
металлические,
флюгируемые,
Hamilton Standard Hydromatic.
Маслорадиаторы
устанавливались
в консолях
крыла (заборники
в передней
кромке,
выходвверх).
Основные
баки для
горючего (621 и
572 л)
располагались
в корне
центроплана,
дополнительные
в
центроплане
в районе
мотогондол (два
по 575 л).
Шасси
убирающееся,
с передней
стойкой.
Основные
стойки
полностью
убирались в
мотогондолы
при помощи
гидравлического
привода.
Колеса
основных
стоек
оснащались
тормозами.
Амортизация
масляно-воздушная.
Бомбы
размещались
в
фюзеляжном
бомбоотсеке
между
лонжеронами
центроплана.
Максимальная
нагрузка 1816
кг (8х227 кг).
Стрелковое
вооружение
состояло из
12 пулеметов
Colt-Browning M2 калибра 1 2,7
мм.
Уже
упоминавшееся
изделие
фирмы "Мартин"
- "Model 179", позже
известный
как В-26 "Мародер",
имел более
сложную
судьбу. Сама
конструкция
по
сравнению с
В-25 была
более
передовой,
но
обернулась
не столько
улучшением
летных или
боевых
характеристик,
сколько
дороговизной
и
проблемами
в
производстве,
сложностью
пилотирования
и
технического
обслуживания.
Применение
мощных
двигателей
и наиболее
выгодного
сечения
фюзеляжа
все же не
давало
гарантии
достижения
высокой
скорости.
Создатель В-26,
молодой
инженер П.
Магрудэр,
решил
применить
для крыла
скоростной
ламинарный
профиль,
сократить
его площадь,
а
установочный
угол
составлял "О"
ухудшение
взлетно-посадочных
характеристик
оценивалось
как вполне
приемлемая
плата за
скорость.
Показательно,
что
эволюция В-26
удивительно
повторяла В-25
в отношении
скорости и
вооружения.
Прототип ХВ-26
впервые
поднялся в
воздух 29
ноября 1940
года.
Вооружение
состояло из
переднего и
нижнего
люкового
пулеметов (оба
калибра 7,62 мм),
верхней
башни (спарка
12,7 мм) и
хвостового
пулемета (12,7
мм).
Скорость 520
км/ч
казалось,
оправдывала
все жертвы.
После
постройки 201-го
В-26,
оснащенного
двигателями
Pratt & Whitney R-2800-5 (1850 л.с.) и
четырехлопастными
винтами, на 139
В-26А усилили
вооружение:
все
пулеметы
стали
одного
калибра - 12,7 мм,
бомбовая
нагрузка
осталась
прежней (1360 кг
на
дальность 2900
км).
Крупносерийное
производство
началось (как
и В-25) на двух
заводах в
Балтиморе (В-26В)
и Омахе (В-26С).
Эксплуатация
в боевых
частях
сопровождалась
многочисленными
авариями
при взлете и
посадке.
Вскоре
начали
появляться
нововведения,
которые
безжалостно
отрезали
километр за
километром
от
первоначально
высокой
скорости.
Сначала
увеличили
высоту и
площадь
вертикального
оперения,
удлинили
носовую
стойку (чтобы
увеличить
взлетный
угол), затем
размах и
площадь
крыла (на 1,83 м).
Параллельно
усиливалось
стрелковое
вооружение
появились
боковые
нижние окна
с
пулеметами
12,7 мм, а в
хвостовой
позиции
сначала
установили
спарку 12,7-мм
пулеметов, а
затем и
башню с тем
же
вооружением.
Выпуск В
составил 1883
машины, а С
1210.
Боевой
дебют мародеров
состоялся
весной 1942
года на
Тихом
океане, но
требовательность
к
аэродромам
и меньшая (по
сравнению с
В-25)
дальность
привели к
тому, что
через год
они почти
исчезли с
этого
театра.
Над
Средиземным
морем и в
Западной
Европе
американские
В-26
появились,
соответственно,
в декабре 1942-го
и в мае 1943 года.
Начало было
не особенно
успешным
из налета на
Голландию 17
мая не
вернулась
ни одна
машина. Лишь
изменение
тактики
позволило
использовать
мародеры с
английских
баз. К концу
войны их
экипажи
могли
чувствовать
себя вполне
спокойно
потери
составляли
лишь 0,5%
самый
низкий
показатель
среди всех
боевых
самолетов.
Наконец,
последние
две
модификации
F (300 штук в
Балтиморе) и
G (893 в Омахе),
почти не
отличаясь
друг от
друга,
выделялись
увеличенным
до 3,5 град.
углом атаки
крыла.
Предполагалось,
что взлетно-посадочные
характеристики
улучшатся,
однако на
практике
они
остались
прежними;
зато
максимальная
скорость
полета
уменьшилась
теперь она
составляла
лишь 450 км/ч.
Производство
мародеров
завершилось
в марте 1945
года
выпуском 5157-й
машины, из
которых 511
попало в ВВС
Великобритании.
После
окончания
войны В-26
быстро
сняли с
вооружения,
и лишь во
Франции они
использовались
до 1958 года.
Характерно,
что,
оценивая
развитие В-25
и В-26 на
основе
традиционных
критериев (таких,
например,
как
максимальная
скорость),
можно
заметить,
что со
временем
они не
прогрессировали,
а напротив,
деградировали.
На примере Митчелла
и Мародера
вполне
четко
прослеживаются
основные
линии
развития
американских
средних
бомбардировщиков:
усиление
защиты
экипажа и
самолета,
упрощение
пилотирования
и
обслуживания,
улучшение
обзора и
обитаемости.
Платой за
все это
стало
уменьшение
скорости,
дальности и
весьма
умеренная
бомбовая
нагрузка,
несмотря на
довольно
мощные
двигатели.
Однако при
массированном
применении
в условиях
господства
в воздухе
эти
недостатки
были не так
уж важны. Характеристики
самолёта В-25J: Год
принятия на
вооружение
- 1940 Вооружение:
12 12.7-мм
пулемета.
Бомбовая
нагрузка - 1814
кг и/или 8 127-мм
НУРС |
|||||||||
Разработчик сайта: Александр Смирнов. 2003 год. E-mail: sasha-flyer@yandex.ru |