|
Мир авиации |
|||||||||
www.world-of-avia.narod.ru |
||||||||||
:::Разделы::: |
:::Поршневые самолеты::: |
|||||||||
|
ОКБ
им. Ильюшина
ДБ-3 ДБ-3 (ДБ-3Б, ЦКБ-30) - дальний бомбардировщик. Опытный экземпляр назывался ЦКБ-30, другой номер ДБ-3 сохранялся в 1936 - 1938 гг. С 1938 г. самолеты типа 1936 г. для отличия от последующих модификаций стали называть ДБ-3Б. О конструкции самолета ДБ-3б следует сказать несколько подробнее, так как она явилась своего рода венцом развития структурных форм и элементов, принятых у нас в период, предшествовавший внедрению плазово-шаблонного метода производства самолетов. В ДБ-3 этот метод невозможно было применить, поскольку лонжероны его крыла делались из труб, а нервюры и шпангоуты - из U-образных профилей с малковкой их обеих полок. По конструкции ДБ-3 имел некоторое сходство с СБ, но трубы в лонжеронах были из стали с толщиной стенок до 4 мм на сварке и клепке. Ферменные лонжероны консолей крыла состояли из четырех частей каждый.
Они
соединялись
в целый
лонжерон
заклепками,
входившим
одна в
другую
телескопически.
Нервюры
крыла
ферменные:
полки - U-профили,
раскосы -
трубы 20х18 мм
на кницах.
Под
обшивкой
крыла и
фюзеляжа
шли
стрингеры
меньшей
высоты,
проходившие
сквозь
полки
нервюр и
шпангоуты. И
тут дело не
обходилось
без
прокладок,
поскольку
точность
изготовления
нервюр в
тогдашних
деревянных
нервюрах не
всегда была
на высоте.
Полки
нервюр
крепились к
лонжеронам
посредством
сварных
узлов. Вся
клепка
каркаса
крыла была
внутренней.
Крыло было
конструктивно
сложным,
очень
трудоемким,
однако
прочным и
достаточно
легким.
Трудоемкость
снизилась
только в ДБ-3ф
и ИЛ-4 при
коренном
изменении
всей
конструкции.
Фюзеляж был
по
конструкции
проще крыла,
в нем не
было
лонжеронов
из стали.
Узловые
шпангоуты
были
коробчатые,
как и рамы
жесткости
под фонарь,
турель, люки,
места
подвески
бомб и др.
Толщина
обшивки
крыла и
фюзеляжа
почти везде
0,6 мм, рулей - 0,4
мм. Вся
клепка,
кроме
больших
узлов - на дюралюминовых
заклепках с
полукруглой
головкой.
Преобладали
диаметры 3 и 2,6
мм по
обшивке и
каркасу.
Стальные
заклепки и
мягкие
применялись
диаметром
до 6 мм.
Полетная
масса
опытного
образца
была 6250 кг.
Масса
пустого
самолета
без
вооружения
и съемного
оборудования
была
сначала
около 4200 кг.
Постепенно
масса
возрастала
по мере
усложнения
оборудования,
а также
вследствие
конструктивных
усилений и
производственных
утяжелений.
В поздних
серийных,
уже
ремонтированных
экземплярах,
она дошла до
5270 кг, а
полетная
перегрузочная
масса в
разных
вариантах
нагрузки
доходила до
9700 кг.
Вооружение:
три
пулемета
ШКАС, иногда
пушка ШВАК в
носовой
установке,
позднее -
ШКАС (300
патронов).
Экипаж - три
человека. На
сиденье
летчика - 9-мм
бронеспинка.
Бомбовая
нагрузка - в
нескольких
вариантах -
от 1000 до 2500 кг. На
испытаниях
ЦКБ-З0
показал
скорость 335
км/час у
земли и до 415
км/час на
высоте 4800 м.
Дальность
полета - 4200 км.
Самолет под
маркой ДБ-3Б
был принят к
серийному
производству.
Летчик В.К.
Коккинаки и
штурман А.М.
Бряндинский
в июне 1938 года
выполнили
на ДБ-З
беспосадочный
перелет
Москва -
Спасск-Дальний.
Расстояние
в 7580 км
самолет
прошел за 24
часа 36 мин. со
средней
скоростью 317
км/час. В
конце
апреля 1939
года на
такой же
машине В. К.
Коккинаки
со
штурманом М.
X. Гордиенко
пролетели
без посадки
из Москвы в
США.
Средняя
скорость по
маршруту
протяженностью
почти 8 тыс.
км
достигала 348
км/час. В
предвоенные
годы заводы
построили
несколько
тысяч
самолетов
ДБ-З и его
вариантов, в
том числе
торпедоносного
для авиации
Военно-Морского
Флота.
Несмотря на
то, что он
был принят к
серийной
постройке
еще в 1936 г., в
предвоенный
период это
был еще
вполне
современный
бомбардировщик,
не
уступавший
по главным
показателям
основному
дальнему
бомбардировщику
гитлеровской
Германии
Хейнкель III и
имевший
определенные
резервы
дальнейшего
совершенствования.
Такая
ситуация
сложилась
благодаря
тому, что
разработка
проекта ДБ-З
была
основана на
новых для
того
времени
технических
концепциях,
заключавшихся,
в частности,
в
использовании
крыла с
большей
нагрузкой
на площадь в
сравнении с
современными
ему
самолетами
аналогичного
назначения.
В
результате
ДБ-3 при
значительно
меньших
размерах и
весе имел
существенно
большую
скорость
полета. В
период
Великой
Отечественной
войны
авиационные
части,
вооруженные
самолетами
ДБ-3ф,
получившими
затем
название Ил-4,
действуя в
основном
ночью,
наносили по
врагу
мощные
бомбовые
удары. Тактико-технические
характеристики
ДБ-3Б: Год
принятия на
вооружение -
1936 Вооружение:
3 х 7.62-мм
пулемета
ШКАС, 2500 кг
бомб. |
|||||||||
Разработчик сайта: Александр Смирнов. 2003 год. E-mail: sasha-flyer@yandex.ru |