|
Мир авиации |
|
||||||||
www.world-of-avia.narod.ru |
||||||||||
:::Разделы::: |
:::Секретные проекты в авиации::: |
|||||||||
|
Dornier
Do-335
Pfeil
Do.335, довольно
часто
упоминавшийся
под
наименованием
Pfeil ("Стрела"),
был более
чем
революционной
конструкцией,
хотя его
компоновка
и не была
совсем
новой.
Тандемное
расположение
двигателей
спереди и
сзади ведет
свою
историю еще
с 1-й мировой
войны. Она
применялась
на "Фоккере"
К-1 и "Сименс-Шукерт"
DDr-1. Оба были
двухбалочными
самолетами
с
двигателями
впереди и
сзади
пилота на
центральной
гондоле.
Между
мировыми
войнами
такую же
компоновку
имели
спроектированный
Чернышевым АHТ-23 и "Фоккер"
D-ХХIII. Во
Франции
Вернис и
Галтье,
работавшие
на "Арсенал
де л'Аэронаутик"
создали
уникальный
истребитель
VG-20 (позднее VG-10)
без
двухбалочной
схемы, с передачей
на соосный
винт с
помощью
удлиненного
вала.
Do.335
представлял
собой
третью
вариацию на
тему
расположения
двух
двигателей
на линии
симметрии
самолета -
задний
двигатель
приводил
хвостовой
винт за
крестообразным
оперением.
Такая
необычная
позиция
винта опять
же не была
новинкой и
использовалась
еще в 1911г.
Татин-Польханом
в "Аэро-Торпилле".
Однако, до
появления Do.335
никто еще не
использовал
такое
расположение
заднего
винта
вместе с
обычным
тянущим
винтом, что
собственно
и
обеспечило
"Пфайлю"
уникальность
среди
других
боевых
самолетов.
Периодический
возврат к
центральной
компоновке
двух
двигателей объяснялся
желанием
конструкторов
истребителей
постоянно
наращивать
мощность
силовой
установки
по
сравнению с
имеющимися
двигателями
вследствие понимания
недостатков
классической
компоновки
с
двигателями
на крыле, с
ее
увеличенными
весом и
воздушным
сопротивлением.
С
размещением
двух
двигателей
вблизи
линии
симметрии
обеспечивалось
минимальное
лобовое
сопротивление
фюзеляжа и
чистое
крыло.
Вместе с тем
отпадали
проблемы с
несимметричностью
тяги при
отказе
одного из
двигателей.
Hо сложность
такой схемы
сдерживала
ее
приверженцев
вплоть до
появления Do.335.
После
затянувшихся
наземных
испытаний Ge.9
полетел в
начале 1940 г. В
последующих
полетах
была
достигнута
скорость 220
км/ч, а
толкающий
винт
показал
себя очень
хорошо.
Дорнье тем
временем
подготовил
несколько
проектов
истребителей
под такую
установку.
Хотя
Технический
департамент
и проявил к
ним интерес,
"Дорнье
верке" было
приказано
заниматься
только
разработкой
летающих
лодок и
бомбардировщиков.
РЛМ
рассудило,
что
истребители
не профиль
данной
компании.
Однако, в 1942 г.
РЛМ
подготовило
требования
к
одноместному
ударному
самолету
без
оборонительного
вооружения,
несущего 500-кг
бомбу со
скоростью 790
км/ч. В ответ
на них "Арадо",
"Дорнье" и "Юнкерс"
представили
свои
предложения.
В
последующем
конкурсе "Дорнье"
участвовала
со своим "проектом-231"
с тандемной
компоновкой,
ставшим
победителем.
Вскоре был
получен
контракт на
детальную
проработку
"проекта-231",
которому
РЛМ
присвоило
обозначение
Do.335. Прежде чем
конструкторы
"Дорнье"
успели
втянуться в
работу, было
получено
распоряжение,
что вместо
невооруженного
бомбардировщика
требуется
многоцелевой
самолет с
теми же
летными
характеристиками.
Было
предложено
рассмотреть
возможности
адаптации Do.335
на роль
одноместного
истребителя-бомбардировщика,
высотного
разведчика,
тяжелого "охотника"
и
двухместного
всепогодного
перехватчика.
К концу 1942 г.
после
завершения
проектирования
приступили
к
подготовке
производства.
К моменту
первого
полета Do.335-V1 (СР+UА)
26 октября 1943 г.
"Дорнье"
получил
заказ на 14
опытных
самолетов, 10
предсерийных
Do.335a-0, 11 серийных
Do.335А-1 в
варианте
одноместных
истребителей-бомбардировщиков
и три Do.335a-10 и -12 -
двухместных
учебно-тренировочных
самолета.
После
предварительной
оценки
управляемости
в
Оберпапенгофене
V1 был
перевезен в
испытательный
центр в
Рехлине для
проведения
официальных
испытаний. Hесмотря
на
некоторое "вихляние"
на больших
скоростях,
пилоты из
Рехлина
были в
восторге
отлетных
характеристик
Do.335, отмечая
хорошую
управляемость,
маневренность
и особенно
разгонные
характеристики
и радиус
виража.
Самолет
совершал
полеты и с
одним
работающим
передним
или задним
винтом. При
выключенном
носовом
двигателе
скорость
достигала 557
км/ч.
Зимой 1943-44гг.
к первому
опытному
самолету
добавилось
еще
несколько
машин,
которые
также были
оснащены
двигателями
DB-603А-2 взлетной
мощностью 1750л.с.
при 2700
оборотах и 1850л.с.
на высоте 2100м.
V2 и VЗ
отличались
от первого
самолета
незначительно.
Маслорадиатор
на них был
перемещен
на капот.
Плохой
обзор назад
был
исправлен
установкой
небольших
зеркал
заднего
вида.
Круглая
створка
ниши
основной
стойки
шасси была
разделена
на две.
Планер Do.335-V4
должен был
еще
использоваться
в программе
Do.435, который
так и не был
закончен к
моменту
прекращения
программы 435
в 1944г. Впервые
предложенный
в 1943г, Do.435
представлял
собой
ночной
всепогодный
истребитель-перехватчик,
который
отличался
от Do.335 более
простой
конструкцией,
экипажем из
двух
человек
рядом,
гермокабиной
и
деревянными
консолями
крыла
большего
размаха.
Do.335-V5 стал
первым,
получившим
вооружение -
30-мм пушку МК-103
с 70
снарядами и
две
синхронных
МG-151/15 с 200
патронами
на ствол.
Этот
самолет
поступил в
центр
испытания
вооружения
в Тарневице.
V6 и V7 остались
для
испытаний
на фирме. V7
позже был
передан "Юнкерсу"
и
использовался
летом 1944г. для
наземных
испытаний
двигателей
Jumo-213А и 213Е. Они
одно время
рассматривались
в качестве
возможной
замены DB-603. V8
был передан
"Даймлер-Бенцу"
для
установки
планировавшихся
двигателей
DB-603Е-1, а позже
использовался
также для
летных
испытаний
моторов.
Самолет
представлял
собой
цельнометаллический
низкоплан.
Крыло трапециевидной формы со
стреловидностью
по передней
кромке в 13°, с
работающей
обшивкой и
одним
лонжероном.
В крыле
располагался
также
бронированный
гидроаккумулятор
и баллоны со
сжатым
воздухом.
Оперение
крестообразной
формы с
несущим
стабилизатором,
с верхним и
нижним
килями. В
нижнем киле
встроенный
костыль с
масляной
амортизацией.
Конструкция
оперения
цельнометаллическая,
за
исключением
деревянных
передних
кромок,
включавших
в себя
антенну
радиостанции.
Фюзеляж -
цельнометаллический
монокок.
Передний DB-603А-2
имел
круглый,
лобовой
радиатор, а
радиатор
заднего был
под
фюзеляжем.
Передний
тянущий
винт был
реверсивного
типа, задний
приводился
через
длинный
полый вал
поддерживаемый
тремя
силовыми
кронштейнами.
Главный
фюзеляжный
бак вмещал 1230л
топлива и
располагался
за кабиной
вместе с
двумя 100-литровыми
маслобаками.
Под баком
был
бомбоотсек
на одну 500-кг
бомбу РС-500
или SD-500 или две
250-кг SC-250. Кабина
со
сбрасываемым
фонарем,
открывавшимся
направо (на
опытных
машинах -
сдвижным
назад).
Пилот имел
катапультируемое
кресло.
Верхний
киль и
задний винт
сбрасывались
с помощью
отрывных
болтов,
срабатывающих
при
катапультировании.
Пилот имел
прицел "Реви"
С 12/D,
смонтированный
на
подвижном
основании SР-1
и
используемый
как для
стрельбы из
пушек, так и
для
бомбометания
с
пикирования.
Радиооборудование
включало FuG-16ZY-R/Т,
FuG-25а и
приводную
посадочную
станцию FuG-125а.
Все три
стойки
шасси
убирались
гидравлически:
главные
стойки к
линии
симметрии
самолета, а
носовое
колесо с
поворотом
на 45°. Hесмотря
на наличие
носовой
стойки,
пилоту
рекомендовалось
садиться на
нижний киль
и лишь затем
опускать
носовую
стойку
шасси. Для
возможности
посадки на
брюхо
нижний киль
можно было
сбросить.
Hесколько
из 10 Do.335a-0
использовались
испытательной
командой
"335", которая
была
сформирована
в сентябре 1944
г. для
испытаний "Пфайля"
и отработки
тактики его
применения.
Перед
созданием
этой части
Do.335-V9,
проходивший
испытания в
Рехлине и
Миндене, был
передан 1-й
эскадрильи экспериментальной
части штаба
Люфтваффе.
Первые
серийные Do.335a-1,
начавшие
сходить со
сборочной
линии
Оберпапенгофена
с конца
осени 1944г,
были в целом
подобны
предсерийным
машинам, за
исключением
установки
двигателя DB-603Е-1.
Он имел
большую
степень
наддува и
развивал на взлете 1800л.с. и
1900л.с. на
высоте 1800м.
Самолет
имел
подкрыльевые
держатели
на два 375-л
топливных
бака или две
250-кг бомбы. Do.335a-2
и А-З должны
были
отличаться
пушечным
вооружением,
но реально
его
поставили
на Do.335b. Один из
А-0 был
переоборудован
в качестве
прототипа
Do.335a-4 - дальнего
невооруженного
разведчика,
10
экземпляров
которого
планировалось
поставить в
январе-феврале
1945г. Имея ту же
конструкцию,
что и Do.335a-1, А-4
получил две
фотокамеры
Rb-50/18 в
бомбоотсек.
Планировалось
установить
на нем
двигатели DB-603D,
имевшие
большие
наддув и
сжатие и
работавшие
на 96-октановом
бензине C-3.
Мощность на
вазлете
была 1900 л.с. и 1560 л.с.
на высоте 7500 м.
Предусматривалась
подвеска
дополнительного
топливного
бака, с
которым
общий вес
возрастал
до 11700 кг.
Максимальная
скорость
оценивалась
в 660 км/ч на
высоте 8000 м,
максимальная
дальность - 3700
км при
скорости 616
км/ч на
высоте 6000 м.
Пока
сборочная
линия еще
простаивала
из-за
нехватки
двигателей,
винтов,
радиооборудования
и различных
узлов, к
испытанию
приступило
еще
несколько
опытных "Пфайлей",
включая и
первый
двухместный
вариант. Do.335-V10
был
прототипом
двухместного
всепогодного
перехватчика
Do.335a-6. Вторая
кабина для
оператора
локатора на
нем
располагалась
сзади и выше
кабины
пилота.
Чтобы
выделить
место под
нее
пришлось
перепроектировать
топливный
бак.
Бомбоотсек
был снят, а
обьем
фюзеляжного
бака возрос
с 1230 до 1700 л,
доведя
общий запас
топлива до 2300
л. Пушечное
вооружение
осталось
без
изменений.
Радиовысотомер
FuG-101а был
дополнен
локатором FuG-217j
"Hептун" с
крыльевой
установкой
антенн. Hа
двигателях
поставили пламегасители,
добавившие
еще
воздушного
сопротивления
помимо
антенн и
второй
кабины. Нормальный
вес возрос
на 500кг,
характеристики
снизились
на 10%. Правда,
хотя V10 был
оснащен
двигателями
DB-603А-2, на
серийные А-6
планировалось
ставить DB-603Е с
системой
форсирования
МW-50.
Предусматривалась
установка 150-л
водяного
бака для МW-50.
При
использовании
форсажа
максимальная
мощность
двигателя у
земли
достигала 2400
л.с.
Еще два
опытных
двухместных
Do.335-V11 и V12 были
прототипами
серийных А-10
с
двигателями
DB-603А-2 и А-12 с DB-603Е-1 -
обе учебно-тренировочные
машины с
двойным
управлением.
Вторая
кабина была
как на V10,
предусматривалось
двойное
управление.
V11 и V12 не несли
вооружения,
но для серии
планировались
пушки по
образцу А-1, и
второй
серийной
моделью "Пфайля"
стал
фактически
Do.335a-12. Тактико-технические
характеристики: Год
принятия на
вооружение -
1945 Вооружение:
1 30-мм пушка МК-103
с 70
снарядами и
2 15-мм пушки МG-151
с 200
патронами
на ствол;
на А-1 еще 1 500-кг
бомба РС-500
или SD-500 или 2 250-кг
SC-250 в
бомбоотсеке
и 2 250-кг SC-250 на
внешней
подвеске. |
|||||||||
Разработчик сайта: Александр Смирнов. 2003 год. E-mail: sasha-flyer@yandex.ru |