|
Мир авиации |
|
||||||||
www.world-of-avia.narod.ru |
||||||||||
:::Разделы::: |
:::Современные самолеты::: |
|||||||||
|
General
Dynamics F-111 Aardvark F-111 Ч первый в мире серийный боевой самолет с крылом изменяемой стреловидности, двухконтурными турбореактивными двигателями и автоматической системой следования рельефу местности. Начало его истории относится к 27 марта 1958 г., когда ВВС США выпустили требования к всепогодному истребителю вертикального/короткого взлета и посадки с максимальной скоростью, более чем в два раза превышавшей скорость звука. Через год, поняв нереальность задачи, ВВС изменили некоторые ТТТ, в частности, речь уже шла только об укороченных взлете и посадке. Но было включено новое сложное требование: достичь маловысотного полета. Самолет предназначался для атак наземных целей с применением обычного и ядерного оружия. Он был назван "истребителем", но фактически представлял собой истребитель-бомбардировщик, предназначенный прежде всего для изоляции района боевых действий и замены в этой роли самолетов Republic F-105.
Противоречивые
требования
к самолету
могли быть
удовлетворены
только
применением
крыла
изменяемой
стреловидности
(КИС). В
полностью
развернутом
положении
КИС
уменьшает
скорости
взлета и
посадки,
сокращает
длину
разбега и
пробега. При
максимальном
угле
стреловидности
позволяет
совершить
скоростной
бросок у
земли или
развить
максимальную
скорость на
большой
высоте. В
промежуточных
положениях
КИС
обеспечивает
быстрый
разгон,
большую
дальность
полета по
маршруту и
длительное
барражирование
в зоне.
Таким
образом
обеспечивается
многорежимность
самолета.
Первый
серийный F-111А
совершил
полет 12
февраля 1967
года. ВВС и
ВМС США
предусматривали
закупку 1350
самолетов F-111А
и 350 Ч F-111В, работы
по которому
вскоре и
вовсе
прекратились
из-за его
чрезмерной
взлетной
массы. Да и
объем
производства
F-111А был
значительно
уменьшен в
связи с
возникшими
техническими
проблемами.
Всего в 1964Ч1976 гг.
было
построено
лишь 562
самолета
различных
модификаций.
Вариант
F-111F Ч
единственный
F-111 с системой
"Пейв Тэк". 82
самолета F-111F
проходят
дальнейшую
модификацию
по
программе "Пейсер
Страйк",
которая
началась в 1989
г.
Оборудование
самолетов EF-111A
планируется
модернизировать
до 2003 г.
Система
управления
полетом (СУП)
необратимая
бустерная с
самонастраивающейся
системой
повышения
устойчивости
по трем осям
с
трехкратным
резервированием.
Гидравлика
состоит из
двух
автономных
систем с
двумя
гидронасосами
на каждом
двигателе.
На F-111А
установлена
аналоговая
прицельно-навигационная
система Mk. 1.
В
американских
ВВС самолет
EF-111А Ч один из
основных
авиационных
средств
радиоэлектронного
подавления
объектов
ПВО.
В
военных
действиях F-111
применялся,
в основном,
в Юго-Восточной
Азии и на
Ближнем
Востоке. Так,
в операции "Комбат
Лансер" он
действовал
полностью
автономно,
как это и
предусматривалось
разработанной
для него
тактикой.
Даже
перелет в
Таиланд
осуществлялся
с
использованием
только
бортовой
инерциальной
навигационной
системы и
без
дозаправки
топливом,
хотя и с
промежуточными
посадками Ч
для
тактического
самолета в
то время это
было
крупным
достижением.
В
боевых
вылетах
сохранялся
режим
радиомолчания,
поэтому
точные
причины
гибели двух
первых
самолетов
так и
остались
неизвестными.
Второй
раз
самолеты F-111А
были
развернуты
на базе
Тахли в
последние
месяцы
войны во
Вьетнаме Ч в
сентябре
1972 Ч
феврале 1973 г.
Было
выполнено
более 4000
вылетов и
потеряно
шесть из 52
участвовавших
самолетов. F-111А
продемонстрировал
высокую
надежность
в полевых
условиях:
коэффициент
отмены
вылетов был
всего 0,85∞/),
каждый
экипаж
совершил по
45Ч53 вылета.
Коренное
отличие
самолета Ч
способность
следовать
рельефу
местности и
точно
выходить на
цель Ч
позволяло "вслепую",
с первого
захода "класть"
прямо на
цель
обычные
некорректируемые
боеприпасы.
Обычно F-111А
нес 12-16 бомб
или разовых
бомбовых
кассет
калибром 227 и 340
кг, а
изредка и 907
кг. Более 98%
всех
вылетов
проходило
на малой
высоте, на
режиме
следования
рельефу
местности.
Американские
летчики
называли
такой полет
"лыжными
гонками".
15
апреля 1986 г. в
налете (под
кодовым
названием "Эльдорадо
Каньон") на
резиденцию
ливийского
лидера М .Каддафи
в Триполи
принимали
участие 13
самолетов F-111F
и три EF-111А,
базировавшихся
в Англии и
Лейкенхите.
Один из
самолетов
был потерян.
F-111 широко
применялся
в январеЧ
феврале 1991 г.
во время
операции "Буря
в пустыни"
для
нанесения
ударов по
иракским
стратегическим
и
тактическим
целям. Модификации
самолета F-111A:
первый
серийный
вариант,
двухместный
тактический
истребитель-бомбардировщик,
оснащенный
двумя
турбовентиляторными
двигателями
Пратт-Уитни
(Pratt & Whitney) TF30-P-3 тягой 8391
кг (18500 фунтов);
было
построено 158
самолетов,
восемнадцать
из них
являлись
предсерийными
и опытными;
первый
серийный
экземпляр
совершил
свой первый
полет в июне
1967 г. ЕF-111A
Raven:
тактический
вариант для
радиоэлектронной
борьбы (ЕСМ);
производился
компанией
Грумман на
основе
самолетов F-111A. FB-111A:
двухместный
бомбардировщик
для
Стратегического
авиационного
Командования
ВВС США (USAF Strategic Air Command)
с
увеличенным
на 2,13 м
размахом
крыла,
усиленным
шасси,
увеличенным
запасом
топлива и
двигателями
TF-30-P-7 тягой 9185 кг .
В конце 1965
года в США
было
принято
решение о
постройке 263
самолетов FB-111А
на основе
истребителя-бомбардировщика
F-111А для
замены
стратегических
бомбардировщиков
Боинг В-52С, D и F
и Конвэр В-58А.
Емкость
топливных
баков
составляет
21243 л (с учетом
баков в
бомбоотсеке).
На внешних
узлах могут
быть
подвешены
до четырех
сбрасываемых
баков по 2270 л.
Используется
навигационно-бомбардировочная
система Mk.2B.
Построено 76
машин. RF-111A:
разведывательный
вариант
самолета F-111A,
оснащенный
съемным
сенсорным
элементом;
успешно
прошел
испытания,
но не
поступил в
производство. YF-111A:
переобозначение
двух почти
построенных
самолетов F-111K
для ВВС
Великобритании
(RAF) после
отмены
заказа; они
были
завершены и
отправлены
в ВВС США
для
исследования,
развития,
программы
испытаний и
оценки. F-111В:
палубный
самолет
воздушного
прикрытия
кораблей
ВМС США;
было
построено
семь машин
до того, как
их
разработка
и
производство
были
прекращены. F-111С:
обозначение
24 ударных
самолетов,
заказанных
в 1963 г. ВВС
Австралии;
этот
самолет
имел
увеличенный,
как и у FB-111A,
размах
крыла,
усиленное
шасси и
двигатели
TF30-P-3. F-111D:
похожий на
модель F-111E, но
оснащенный
двигателями
TF30-P-9 тягой 8890 кг (19600
фунтов),
современным
авиационным
электронным
оборудованием
для
увеличения
возможностей
использования
вооружений
класса "воздух-воздух"
и
аэронавигации;
построено 96
самолетов. RF-111D:
обозначение,
данное
разведывательному
самолету; не
производился
из-за
отсутствия
средств. F-111Е:
вытеснил
самолет F-111A из
производства
после 160-го
самолета;
имеет
модифицированные
воздухозаборники
двигателей
TF30-P-3;
построено 94
машины. F-111F:
имел
усовершенствованное
авиационное
электронное
оборудование,
включая
комбинацию
навигационной
и цифровой
компьютерной
систем
самолетов F-111D
и FB-111A,
усовершенствованную
конструкцию
крыла и
шасси и
намного
более
мощные
двигатели
TF30-P-100;
построено 106
самолетов. F-111G:
обозначение,
данное
самолетам FB-111A,
переделанным
для
выполнения
тактических
задач. FВ-111Н:
предполагавшийся
бомбардировщик
вторжения с
ручным
управлением,
оснащенный
двумя
турбовентиляторными
двигателями
Дженерал
Электрик (General
Electric) F101-GE-100 тягой 13608
кг, более
современным
авиационным
электронным
оборудованием
и
увеличенным
запасом
вооружения;
серийно не
производился.
F-111K:
обозначение
50 самолетов,
заказанных
ВВС
Великобритании;
заказ
аннулирован
в 1968 г. Тактико-технические
характеристики
F-111A: Год
принятия на
вооружение -
1965 Вооружение:
одна
многоствольная
пушка М61А-1
калибра 20 мм
и одна бомба
массой 340 кг (750
фунтов) или
две бомбы В43
во
внутреннем
оружейном
отсеке; три
подкрыльных
узла
крепления
на каждой
консоли
крыла
поворачивались
при
изменении
стреловидности
крыла. |
|||||||||
Разработчик сайта: Александр Смирнов. 2003 год. E-mail: sasha-flyer@yandex.ru |