|
Мир авиации |
|||||||||
www.world-of-avia.narod.ru |
||||||||||
:::Разделы::: |
:::Поршневые самолеты::: |
|||||||||
|
Focke-Wulf
FW.189 Uhu
Когда в 1941 г.
пресс-служба
министерства
авиации
объявила о
существовании
тактического
разведчика
Fw.189, она дала
ему
довольно
характерное
название - "воздушные
глаза"
вермахта.
Самолет
оказался
разносторонним
в
применении,
популярным
среди всех
своих
пилотов и
одним из
самых
надежных
самолетов Люфтваффе.
К тому же он
был задуман
тогда, когда
лучшей
схемой
разведчика
считался
одномоторный
моноплан.
В феврале 1937
г. первый
опытный "Хеншель"
Hs-126 приступил
к летным
испытаниям,
полностью
удовлетворив
Люфтваффе,
планировавших
заменить в
составе
эскадрилий
тактической
разведки "Хейнкель"
Hе.46. Hо
Технический
департамент
РЛМ уже
заглядывал
вперед, и в
том же
месяце
выдал
задание на
перспективный
самолет-разведчик.
Он должен
был нести
экипаж из
трех
человек,
иметь
круговой
обстрел и
обладать
более
высокими
характеристиками,
чем другие
самолеты в
этом классе.
В
Техническом
департаменте,
как и в
любой
подобной
организации,
хватало
скептиков,
полагавших,
что
двухбалочная
схема
окажется
тяжелее по
сравнению с
обычной
компоновкой
и что "рама"
хвостовой
части будет
подвержена
сильным
вибрациям.
Тем не менее
в конце
апреля 1937г. и "Арадо"
с более
традиционным
проектом, и "Фокке-Вульф"
получили
заказ на три
опытных
самолета,
получивших
от РЛМ
официальные
обозначения
Аr.198 и Fw.189.
Разработка
опытного
самолета
началась
немедленно
под
руководством
Е.Козела. Fw.189-V1 (D-OPVN)
впервые
полетел
через 15
месяцев - в
июле 1938 г. под
управлением
своего
конструктора
Курта Танка.
Самолет был
оснащен
двумя
предсерийными
двигателями
"Аргус" Аs-410 - 12-цилиндровыми
типа
перевернутой
V, взлетной
мощностью 430
л.с, и
двухлопастными
винтами
изменяемого
шага. В
августе за
ним
последовал
второй Fw.189-V2 (D-OVHD), а
в сентябре
третий - V3 (D-ORMH). С
самого
начала
испытаний
опытные
самолеты
полностью
оправдали
самые
смелые
ожидания
конструкторов.
Танк
окрестил
самолет "Eule" (Сова),
хотя на
службе он
был больше
известен
под
названием
"Uhu" (Филин).
Свободнонесущий
низкоплан
был
цельнометаллической
конструкции.
Трехлонжеронное
крыло с
работающей
обшивкой
имело
прямоугольный
центроплан
с гондолой
экипажа по
середине.
Главный и
задний
лонжероны
проходили
через
гондолу.
Сужающиеся
консоли
крепились к
центроплану
болтами по
контуру от
переднего
до главного
лонжерона.
Управляемые
электрически
обшитые
тканью
щелевые
закрылки
занимали
всю заднюю
кромку
консоли до
элерона, а
также весь
центроплан.
Взаимозаменяемые
хвостовые
балки несли
мотораму,
два 220-л бака и
заканчивались
килями с
работающей
обшивкой и
стабилизатором
между ними.
Рули
металлической
конструкции
были обшиты
тканью.
Стойки
шасси
убирались
гидравлически
назад в
хвостовые
балки и
закрывались
створками.
Хвостовое
колесо
укладывалось
вбок в
стабилизатор.
Fw.189-V2 был в
целом
подобен V1, но
получил
вооружение
из пулемета
МG-15 в носовой
части,
второго в
верхнем
уступе
кабины и
третьего в
хвостовом
конусе. Два
пулемета МG-17
монтировались
в корне
крыла. Под
консолями
крыла были
четыре
держателя
ЕТС-50 на 50-кг
бомбы. F.189-VЗ не
нес
вооружения,
но зато
получил
автоматические
винты "Аргус"
и так
называемые
"стандартные"
двигатели "Аргус"
Аs-410.
Успешные
предварительные
испытания
этого трио,
а также
неудача с "Арадо"
Аr.198, привели к
заказу еще
четырех
дополнительных
Fw.189. Первый из
них Fw.189-V4 (D-ОСHО)
рассматривался
как эталон
для А-серии
в качестве
ближнего
разведчика.
Он был
закончен на
исходе 1938г. с
различными
мелкими
переделками,
вроде
измененного
капота
двигателей,
другого
состава
вооружения
из пары
пулеметов МG-15
на
подвижных
установках
и
увеличенного
хвостового
колеса.
После
завершения
заводских
испытаний
Fw.189-V1
использовался
для опытов с
различного
типа "специальным
оборудованием",
включая
постановщик
дымзавес
Тип S-125 и
выливной
прибор для
химических
отравляющих
веществ
вроде "Lost" (кодовое
обозначение
группы
удушающих
газов "желтый
крест"),
которые
крепились
на месте
бомбодержателей. Серия
Fw.189b
Следующий
самолет
второй
партии - Fw.189-V5
был
прототипом
учебного
варианта
серии В. Он
имел
полностью
перепроектированную
гондолу
экипажа,
более
аэродинамически
чистую с
классическим
фонарем
кабину. Было
снято все
вооружение,
управление
стало
двойным.
Первый
полет
состоялся в
1939 г. Заказ на
серийное
производство
Fw.189a летом 1939 г.
никак не
выполнялся,
так как
командование
люфтваффе
было
полностью
удовлетворено
Hs.126, который
все еще
поставлялся
в войска.
Зато "Фокке-Вульф"
получил
указание
готовить
установочную
партию из
трех Fw.189b-0 и
десяти
серийных Fw.189b-1.
Все
предсерийные
и три
серийных
были
поставлены
еще до конца
1939 г.
Оставшиеся
семь
пятиместных
машин с
двойным
управлением
были
выпущены в
январе и
феврале 1940 г. и
поставлены
и люфтваффе. Серия
Fw.189c
Fw.189-V1 был снят
с программы
испытаний в
конце 1938 г. и
возвращен
на "Фокке-Вульф"
для
переоборудования
в штурмовик.
Центральная
гондола
была снята,
а вместо нее
установили
бронированную
кабину,
вмещавшую
только
пилота и
стрелка,
сидящих
спина к
спине. Пилот
глядел
вперед
через
крошечное
бронестекло
в
откидываемом
назад
фонаре.
Стрелок вел
огонь из
пулемета МG-15
через
небольшую
бойницу с
использованием
бронированного
визира.
С этими
измениями
под
обозначением
Fw.189-V1b опытный
самолет
возобновил
испытания
весной 1939 г.
Результаты
были сильно
разочаровывающими.
Тяжелобронированная
гондола
заметно
изменила
управляемость
к худшему,
летные
данные
снизились.
Пилот
доложил, что
обзор был
совсем
неудовлетворительным,
а
наблюдатель
с места
стрелка не
видел
истребителя
даже на
хвосте
своего
самолета ! В
результате
машину
вернули на
опытный
завод.
Площадь
остекления
у пилота
увеличили, а
прицел
стрелка
заменили на
амбразуру,
значительно
улучшившую
обзор назад,
но
огранившую
обзор в
стороны.
После
внесения
изменений
самолет
проходил
конкурсные
испытания
вместе с "Хеншелем"
Hs.129-V2, который с
самого
начала был
разработан
в варианте
штурмовика.
Результаты
конкурса
оказались
неопределенными.
Hs.129 был
предпочтительнее
благодаря
малым
размерам,
представляя
меньшую
цель для ПВО,
но обзор с
него был еще
хуже, чем с
самолета "Фокке-Вульфа";
а если
управляемость
Fw.189-V1b была
плохой, то у
Hs.129 вообще
отвратительной.
Вскоре
после этого
Fw.189-V1b потерпел
аварию,
когда во
время
демонстрации
в Бремене
пилот
сослепу на
планировании
врезался в
ангар.
Тем
временем "Хеншель"
начал
выпуск
предсерийных
Hs.129a-0. Когда в
сентябре 1940г.
Fw.189-V6 попал в
испытательный
центр в
Рехлине, "Хеншели"
уже
проходили
войсковые
испытания в
5./JG.2. Хотя
пилоты во
весь голос
проклинали
самолет "Хеншеля",
РЛМ решило,
что
поскольку
самолет еще
совершенствуется,
а
испытательная
эскадрилья
на две трети
состоит из
бывших
пилотов
конкурирующего
"Фокке-Вульфа",
то следует
выбрать
именно Hs.129. Все
работы по Fw.189c
были
прекращены. Серия
Fw.189a
Тем
временем
весной 1940 г. "Фокке-Вульф"
наконец-то,
получил
заказ на
производство
разведчика
Fw.189a. Со
сборочной
линии
Бремена
сошли 10
предсерийных
Fw.189a-0, за ними
последовали
серийные Fw.189a-1.
До конца
года
выпустили 20
машин,
одновременно
были
проведены
войсковые
испытания в
зскадрильях
ближней
разведки.
Благоприятные
отзывы
пилотов
вместс с
заключением
люфтваффе
об
устарелости
Hs.126 (это было
ясно по
результатам
французской
кампании),
привели к
изменению
отношения к
Fw.189. Программа
его
производства
получила
высший
приоритет и
для него
была
подготовлена
вторая
сборочная
линия на
бывшем
заводе "Аэро"
в Праге.
Первый Fw.189a-0
был
поставлен в
учебную
эскадрилью
9.(H)/LG.2 осенью 1940 г.
Эта же часть
ранее
получила
несколько Fw.189b
для
проведения
подготовки
пилотов. Ко
времени
вторжения в
Советский
Союз все
боевые
эскадрильи
ближней
разведки
были
вооружены
только Hs.126. К
концу 1941 г. эти
части стали
выводиться
с фронта для
переоснащения
на Fw.189, и
весной 1942 г.
практически
все
разведывательные
эскадрильи
и
наследовавшие
им
разведывательные
группы
получили
самолет "Фокке-Вульфа".
Восточный
фронт стал
фактически
основным
местом
применения
этого
самолета.
В течение 1942г.
партия из 14 Fw.189a-1
была
поставлена
словацким
ВВС, а в
конце года
некоторое
количество
Fw.189a-2 было
передано
венграм для
оснащения 3/1
эскадрильи
ближней
разведки,
которая
принимала
участия в
боях на
территории
СССР с марта
1943 г. Fw.189a
интенсивно
использовались
во время
операции "Цитадель".
В составе
венгерских
ВВС они
применялись
до марта 1944 г. В
составе Люфтваффе
на
Восточном
фронте Fw.189a
полностью
заменили Hs.126 к
концу 1942 г.
Одна
эскадрилья
смешанного
состава с Fw.189a
и Вf.110c
использовалась
в Северной
Африке.
Боевая
эффективность
Fw.189a превзошла
все
ожидания.
Самолет мог
выполнять
задачи в
самых
неблагоприятных
боевых
условиях и
часто
возвращался
на базу с
тяжелейшими
повреждениями.
Он оказался
достаточно
маневренным,
чтобы
уклоняться
практически
от всех атак
истребителей,
особенно
при хорошей
координации
в работе
экипажа, а
его
оборонительное
вооружение
было
достаточным,
чтобы
держать
противника
на
расстоянии.
В
нескольких
случаях Fw.189a
возвращались
на базу даже
после
таранного
удара,
потеряв
часть
вертикального
оперения.
Последней
серийной
моделью
стал Fw.189a-4,
поступивший
на
вооружение
в конце 1942г. Он
был
способен
выполнять
задачи как
разведчика,
так и
штурмовика.
В корне
крыла
устанавливались
пушки МG-FF,
двигатели
снизу были
бронированы,
как
бензобаки и
пол кабины.
Рассматривался
вариант Fw.189 с
двумя
двигателями
"Гном-Рон"-14М
4/5 - 14-цилиндровыми
радиальными,
взлетной
мощностью 700л.с.
Один
самолет был
подготовлен
для
установки
этих
двигателей
после
разработки
чертежей на
SNCASO в Шательон-сюр-Сен.
Этот
вариант
даже
получил
обозначение
Fw.189e, но
опытный
самолет был
разбит у Hанси
при
перегонке в
Германию
для
проведения
испытаний.
Все работы
по этой
модификации
были
прекращены.
Другой
более
мощной
версией был
Fw.189f-1,
предусматривавший
установку
на планер Fw.189a-2
пары
двигателей
"Аргус" Аs-411МА-1,
сходных по
конструкции
с Аs-410А-1, но с
другим
редуктором
и большим
числом
оборотов.
Мощность
нового
двигателя
достигала 580лс
на взлете и 600лс
на высоте 700 м.
Когда в 1944г.
производство
Fw.189
прекратилось,
в люфтваффе
успели
поставить
только 17
экземпляров
Fw.189f-1. Еще более
мощным был Fw.189g
с 950-сильными
"Аргус" Аs-402.
Производство
планировалось
в 1942 г, но
неудача с
доводкой
мотора
поставила
на этом
крест. Тактико-технические
характеристики
самолета: Год
принятия на
вооружение -
1940 Вооружение:
2 7.9-мм
пулемета МG-17
в корне
крыла и 2
спаренных 7.9-мм
пулемета МG-81z
в верхней и
хвостовой
подвижных
установках;
4 50кг бомбы на
держателях
ЕТС-50/VIII. |
|||||||||
Разработчик сайта: Александр Смирнов. 2003 год. E-mail: sasha-flyer@yandex.ru |