|
Мир авиации |
|||||||||
www.world-of-avia.narod.ru |
||||||||||
:::Разделы::: |
:::Поршневые самолеты::: |
|||||||||
|
Hawker
Hurricane Mk.I 11 февраля 1938 г. газетные заголовки запестрели сообщениями о том, что в полдень накануне один из истребителей Hawker Hurricane, пилотируемый Дж. У. Гилланом, перелетел из Тенхауса в Шотландии в Нортхолт, покрыв расстояние 526 км (327 миль) за 48 мин. со средней скоростью почти 658 км/час (409 миль/час). Великолепный для своего времени истребитель Хоукер Харрикейн Мк.1 начал проектироваться еще в 1933 г., когда главный конструктор компании Хоукер Сидней Кэмм решил создать истребитель-моноплан на базе биплана Fury, используя в качестве силовой установки двигатель Rolls-Royce Goshawk. По мере продвижения разработки последний был заменен на двигатель Rolls-Royce P.V.12 Merlin, и компания Хоукер начала сборку опытного самолета, отвечающего техническому заданию F.36/34 Министерства авиации.
Первый
полет
опытного
образца
состоялся 6
ноября 1935 г.
Самолет
имел
убирающееся
шасси,
подкосное
хвостовое
оперение,
стандартный
фюзеляж
конструкции
компании
Хоукер с
полотняной
обшивкой,
новое
двухлонжеронное
крыло с
такой же
обшивкой и
двигатель
Роллс-Ройс
Мерлин "С"
мощностью 738
кВт (990 л.с.).
Официальные
испытания
начались в
феврале 1936 г., и
вскоре были
легко
превышены
самые
оптимистичные
предположения
о
скоростных
характеристиках
нового
истребителя.
3 июня 1936 г.
компанией
Хоукер был
получен
первоначальный
заказ на 600
серийных
машин.
Компания
предвидела
получение
контракта, и
ее планы на
производство
1000
экземпляров
уже начали
осуществляться,
когда был
получен
новый заказ
Министерства
авиации. В
заказе,
однако,
ставилось
условие
применения
двигателя
Мерлин II, что
привело к
некоторой
задержке, но
в
результате
предварительных
приготовлений
серийный
Харрикейн Mk I
смог свой
совершить
первый
полет 12
октября 1937 г.
К концу 1938 г. в
истребительную
авиацию ВВС
Великобритании
было
поставлено
около 200
самолетов
Харрикейн.
Затем
появились
планы
дополнительного
производства
этих
истребителей
компанией
Глостер
Эйркрафт.
Первый
серийный
самолет,
произведенный
этой
компанией,
поднялся в
воздух 27
октября 1939 г.
За срок
немногим
более года
компания
Глостер
произвела 1000
экземпляров
самолета
Харрикейн;
общее
количество
Харрикейн Mk I
должно было
достичь 1850
машин, плюс 1924
самолета,
произведенных
компанией
Хоукер.
Полотняная
обшивка
крыла была
заменена на
металлическую
несущую, а
среди
других
прогрессивных
улучшений
была
установка
двигателя
Мерлин III,
пуленепробиваемого
ветрового
стекла и
бронезащиты.
Компания
Хоукер
нашла время
для
выполнения
небольших
производственных
заказов для
Югославии,
Бельгии,
Ирана,
Польши,
Румынии и
Турции. Были
также
заключены
договоры на
производство
моделей
Харрикейн в
Канаде
компаниями
Канадиэн
Кар (Canadian Car) и
Фаундри Ко. (Foundry
Co.); первый
серийный
экземпляр
совершил
полет 9
января 1940г.
Канадские
истребители
сначала
были очень
сходны с
моделью
британского
производства
Харрикейн Mk I,
но позднее
на них стал
устанавливаться
двигатель
Мерлин
производства
компании
Паккард (Packard).
В начале
Второй
мировой
войны 19
эскадрилий
ВВС
Великобритании
были
полностью
укомплектованы
самолетами
Харрикейн. К
началу
германского
наступления
на запад в
мае 1940 г.,
восемь из
них были
перебазированы
во Францию,
но этого
было явно
недостаточно,
чтобы
противостоять
Люфтваффе.
Подсчет,
проведенный
после битвы
под
Дюнкерком,
показал, что
почти 200
самолетов
Харрикейн
были
уничтожены
или так
сильно
повреждены,
что их
пришлось
списывать.
Это было
главной
потерей для
ВВС
Великобритании,
так как
такое
количество
самолетов
составляло
почти
четверть
боевых
истребителей.
К счастью
для
Великобритании
и ее ВВС,
предполагавшееся
вторжение
Германии на
Британские
острова не
осуществилось,
и появилось
время для
передышки,
во время
которой
эскадрильи
истребительной
авиации
получили
возможность
пополнить
свои ряды. К 8
августа 1940 г.,
которое
официально
считается
началом "Битвы
за Англию" в
воздухе, ее
ВВС
располагали
32
эскадрильями
самолетов
Харрикейн и
19
эскадрильями
самолетов
Супермарин
Спитфайр (Supermarine
Spitfire).
Несмотря
на разгром
при
Дюнкерке и
появившуюся
в
результате
этого
нехватку
истребителей
в
Великобритании,
три
эскадрильи
самолетов
Харрикейн
были
переправлены
за границу
для
поддержки
острова
Мальта и для
использования
в Африке.
Усовершенствование
самолетов
этого типа
началось с
установки
двигателя
Мерлин ХХ на
планер
модели Mk I,
которая в
результате
получила
название
Харрикейн Mk IIA
Srs 1. В основном
сходной, за
исключением
немного
удлиненного
фюзеляжа,
была модель
Харрикейн Mk IIA
Srs 2. На нее
можно было
устанавливать
вновь
сконструированные
сменные
крылья. С
таким
крылом,
вмещавшим 12
пулеметов
калибра 7,7 мм
(0,3 дюйма), и
узлами
крепления
для двух
бомб массой
113 кг (250 фунтов)
или 227 кг (500
фунтов) под
ним,
самолеты
стали
называться
Харрикейн Mk IIB.
На модели
Харрикейн Mk IIC
вместо
пулеметов
устанавливались
пушки
калибра 20 мм.
Когда в 1942 г.
возможности
Харрикейна
в качестве
истребителя
иссякли,
использование
другой
конструкции
крыла
вернуло к
жизни этот
замечательный
самолет в
виде модели
Харрикейн Mk IID.
В новом
крыле
размещалось
две
противотанковые
пушки Роллс-Ройс
(Rolls-Royce) B.F. или
Виккерс (Vickers)
Тип S
калибра 40 мм
и по одному
пулемету
калибра 7,7 мм
на каждую
пушку для ее
наведения.
Этот
самолет - "охотник
за танками" -
подтвердил,
что
является
оружием с
большим
потенциалом,
очень
эффективным
против
немецкой
бронетехники
в Северной
Африке и при
боях с
имевшими
более
легкую
броню
японскими
самоходными
установками
в Бирме.
Успех этих
изменений в
конструкции
крыла
привел к
появлению
последней
серийной
модели
Харрикейн Mk IV (первые
экземпляры
этого
самолета
назывались
Харрикейн Mk IIE),
которая
имела
двигатель
Мерлин 24 или 27
мощностью 1208
кВт (1620 л. с.) и "универсальное"
крыло,
которое
делало
самолеты Mk IV
штурмовиками.
В крыле
располагались
два
пулемета
калибра 7,7 мм,
помогающих
наведению
противотанковых
пушек
калибра 40 мм (2,3
дюйма), две
бомбы
массой 113 кг (250
фунтов) или
одна 227 кг (500
фунтов), или
оборудование
для
установки
дымовой
завесы,
перевозимые
или
сбрасываемые
топливные
баки, или
восемь
ракет.
Подобное
оружие,
впервые
предложенное
в конце 1941г.,
было
испытано на
самолете
Харрикейн Mk IV
в феврале 1942г.,
и это был
первый
боевой
летательный
аппарат
союзников,
применивший
ракеты (реактивные
снаряды)
класса "воздух-земля".
Можно
сказать, что
ракеты
наделили
небольшие
самолеты
Харрикейн
гигантскими
возможностями.
Они
продолжали
применяться
и после
окончания
Второй
мировой
войны,
последняя
эскадрилья
ВВС
Великобритании,
укомплектованная
моделями
Харрикейн,
получила
самолеты
для их
замены
только в
январе 1947 г.
Производство
истребителей
Харрикейн в
Канаде
сильно
возросло по
сравнению с
первоначальным
выпуском
модели Mk I.
Начало
использования
двигателя
Мерлин 28
мощностью 969
кВт (1300 л.с.)
компании
Паккард
привело к
появлению
нового
обозначения
- Харрикейн Mk X.
Эта модель
была в
основном
сходной с Mk IIB
производства
Великобритании
и вооружена
12
пулеметами.
Хотя в
небольших
количествах
она и
поставлялась
в
Великобританию,
большинство
этих
самолетов
было
оставлено
для службы в
Королевских
ВВС Канады.
Следующая
модель,
Харрикейн Mk XI,
была
специально
разработана
по заданию
ВВС Канады и
отличалась
от самолета
Mk X в основном
военным
оборудованием
канадского
производства.
Основной
серийной
моделью
стал
самолет
Харрикейн Mk XII,
оснащенный
обычно
двигателем
Мерлин 29
мощностью 969
кВт (1300 л.с.)
компании
Паккард.
Первоначально
его
вооружение
составляли
12 пулеметов.
Впоследствии
самолет мог
комплектоваться
"универсальным"
крылом с
четырьмя
пушками.
Последним
сухопутным
вариантом,
построенным
в Канаде,
был самолет
Харрикейн Mk XIIA,
идентичный
модели Mk II, но
вооруженный
восемью
пулеметами.
2952
экземпляра
Харрикейнов
были
отправлены
в СССР по
ленд-лизу в
военное
время (хотя
не все они
добрались
до пункта
назначения).
Они неплохо
зарекомендовали
себя и на
Восточном
фронте.
Другие
поставки
военного
времени
были
сделаны в
Египет (20
машин),
Финляндию (12),
Индию (300),
Авиационный
корпус
Ирландии (12),
Персию (1) и
Турцию (14).
Общее
количество
произведенных
в
Великобритании
и Канаде
самолетов
составило 14231
экземпляр.
Это был, без
сомнения,
один из
лучших
истребителей
Второй
мировой
войны. Во
время "Битвы
за Англию"
истребители
Харрикейн
уничтожили
больше
вражеских
самолетов,
чем все
остальные
силы
противовоздушной
обороны,
наземные и
воздушные,
вместе
взятые.
Правда,
здесь нужно
сделать
оговорку,
что это
стало
возможным
благодаря
тому, что
самолеты
Супермарин
Спитфайр
отвлекали
на себя
немецкие
истребители
Мессершмитт
Bf-109, а это
позволило
менее
скоростным
самолетам
Харрикейн
свободно
атаковать
немецкие
бомбардировщики.
"Харрибомбардировщики",
базировавшиеся
на Мальте,
нападали на
корабли в Ла-Манше
и вносили
опустошение
в колонны
стран Оси в
Африке.
Самолеты
Харрикейн - "охотники
за танками"
широко
применялись
практически
на любом
театре
военных
действий. В
конце лета 1940г.
лейтенант
Дж. Б.
Николсон из
истребительной
эскадрильи
№ 249
заработал
единственный
Крест
Победы,
полученный
представителем
истребительной
авиации. Это
произошло 17
августа,
когда на
поврежденном
и объятом
пламенем
самолете
Харрикейн
раненый и
получивший
сильные
ожоги
Николсон
сумел
уничтожить
атакующий
Мессершмитт
Bf-110, после чего
выбросился
с парашютом,
был спасен и
остался жив.
Неудивительно,
что многие
годы после
окончания
Второй
мировой
войны,
только
самолет
Харрикейн
был
удостоен
чести
возглавлять
парад
самолетов
ВВС
Великобритании
над
Лондоном,
совершаемый
каждый год в
честь
победы в "Битве
за Англию". Тактико-технические
характеристики самолёта: Год
принятия на
вооружение -
1938 Вооружение:
8 7.7-мм
пулемета MG. Hawker
Hurricane Mk. II
С
приближением
к концу лета
1940 в печально
опустевших
рядах
победоносного
FC RAF
приступили
к трудной,
но жизненно
важной
задаче
воссоздания
и
переворужения
своих
дивизионов (Squadron
не
соответствует
по
количеству
самолетов
эскадрилье
в советских
ВВС - прим.
ред. )
перехватчиков;
уроки
обошлись
дорого, и
истpебительная
тактика
мирного
времени
была давным-давно
отброшена.
Spitfire и Hurricane
оправдали
себя и
проявили
небольшие
недостатки,
по мнению
служивших
тогда
пилотов, к
сожалению
утративших
в то время
свое
кадровое
профессиональное
ядро и
самонадеяно
считавших
себя
закаленными
ветеранами.
В связи с
тактическими
новинками,
появившимися
при работе в
боевой
подготовке,
характеристики
британских
истpебителей
требовали
существенного
критического
пересмотра.
Под
влиянием
военных
условий,
особенно в
которых
находилась
Великобритания
в 1940, не могло и
быть
вопроса о
замене Spitfire и Hurricane
в связи с их
устареванием,
что стало
неизбежным
решением,
предопределившим
наперед
долгие годы
службы для
этих
замечательных
конструкций.
В
действительности
всякий
предполагаемый
прогресс в
конструкции
британских
истpебителей
связывался
с уже
ожидавшимся
самолетом Typhoon
компании
"Hawker".
Что
касается Hurricane,
то хотя и не
отрицали,
что он
представлял
численно
превосходящую
машину в
системе
обороны FC RAF,
его считали
"на
полпоколения"
старее, чем
Spitfire и лишь
огромные
потребности
по выпуске на
авиазаводах
стандартных
истpебителей
задержали
внедрение
более
передового
Hurricane Mk. II.
В своей
основе
конструкция
Hurricane была в
целом
удовлетворительной.
Его летные
данные, с
другой
стороны,
имели
некоторую
возможность
развития, и
с этой точки
зрения на
его
конструкцию
снова
обратили
внимание
летом 1940 года.
Hurricane I (Р3269), взлетевший
11. 6. 40 в Лэнгли,
был оснащен
новым
двигателем
Rolls Royce Merlin XX с винтом
фиксированного
шага Rotol R. X. 5/2.
Этот
самолет, вооруженный
восемью крыльевыми
пулеметами
Browning, в руках
Филипа
Лукаса
достиг
горизонтальной
скорости 560
км/ч при
весе 3034 кг и
таким
образом
стал самым
скоростным
из когда
либо
летавших вооруженных
Hurricane. Этот Merlin,
развивавший
1185 л. с.
в своем
первоначальном
виде, был
двигателем
с
двухступенчатым
наддувом,
созданным
для
массового
производства,
имея для
этого
широко
разветвленную
систему
субконтрактов.
Как уже
упоминалось,
поглощенность
восполнением
потерь,
связанных с
важнейшими
яростными
сражениями,
задержала
внедрение
нового
двигателя Merlin,
а также
всякие
серьезные
попытки
усилить
пулеметное
вооружение
Hurricane. Hезаметные
недостатки
пулеметов Browning
были
осознаны в
бою, однако
постановка
разных
новых
самолетов в
производство
тянулась
еще многие
месяцы, так
что первым
Hurricane II,
поставленым
RAF, был Mk. IIa со
стандартными
8-пулеметными
кpыльями.
Возможность
оснастить
дивизионы
метрополии
12-пулеметными
Hurricane IIb
появилась в
конце этого
же года с
пуском
линии в
Лэнгли.
Тяжелое
оружие
Проверка
боем в Битве
за Британию
хорошо
показала
недостаточную
убойную
силу
пулеметов Browning
стрелкового
калибра.
Сбитые
немецкие
самолеты
демонстрировали
хорошо
заметные
повреждения
незащищенных
компонентов
обшивки,
рулевых
поверхностей
и фонарей
кабин, тогда
как даже
относительно
слабо бронированные
топливные
баки,
двигатели и
места
экипажа
остались
целыми.
Такие
недостатки
предвидели
еще в 1935, когда
провели
оценку
различных
конструкций
20-мм
компактных
пушек и
включили
соответствующие
требования
в ряд
спецификаций
Mинистерства
авиации, в
результате
которых
появились
двухмоторные
истребители Beaufighter
компании
"Bristol" и Whirlwind
компании "Westland".
В Штабе RAF
никому не
пришло в
голову, что
такие пушки
можно
вполне
обоснованно
установить
на
одномоторный
самолет. "Hawker"
предлагала
проект по
спецификации
F. 37/35 - Hurricane вооруженный
четырьмя 20-мм
пушками!
Занятость истребителем
Whirlwind и
задержки в
переговорах
о лицензии
на
производство
пушек
компаний
"Oerlikon" и "Hispano"
таким
образом
предотвратили
ранние
новшества в
вооpужении
Hurricane.
В 1939 Hurricane I (L1750) в
спешном
порядке
оснащенный
парой пушек
Oerlikon под
крыльями
принял
участие в
летных
испытаниях
вооpужения
для истpебителя
Whirlwind, но этот
самолет не
оказал
никакого
воздействия
на
руководство
исследованиями
Министерства
авиации и
благополучно
простоял
зачехленным
в ангаре в
Мартлсхем
Хит всю
Битву за
Британию.
Более
серьезные
предложения
по 4-пушечному
истребителю
компания
"Hawker" сделала
в мае 1940 в
связи с
большими
потерями в
дивизионах
во Франции,
но
официальные
лица
заинтересованности
не проявили.
Однако
компании
разрешили
на паре
поврежденных
в боях
крыльев
установить 4
пушки
Строевые
испытания
пушечного
вооpужения
побудили
компанию
"Hawker" быть
настойчивей,
и как только
в наличии
оказалось
больше
комплектов
пушек,
полупромышленными
методами их
поставили
на планеры
Hurricane I (V7260, V7360 и W9324). Из-за
недостатка
мощности у Merlin
III, 4-пушечный
Hurricane не пошел
на службу в RAF,
но в
значительных
количествах
служил в RN
как Sea Hurricane Ic.
К концу
вынужденной
переделки
начали
поступать
многочисленные
Merlin XX, и четыре
машины с
номерами V2461, Z2588,
Z2885 и Z2891
послужили прототипами
Hurricane IIс. Первый
полет был
выполнен
Сет-Смитом 6. 2.
41 года.
Из 4711
выпушенных
в Англии Hurricane
всех
модификаций
большая их
часть (в том
числе и Hurricane IIc)
была
построена в
Лэнгли.
Другие
строились
компаниями
"Gloster" и " Austin", а
также
канадской "Canadian
Car & Foundry" в Форт
Уильям.
Многие Hurricane, построенные
как IIa и IIb
получили 4-пушечные
крылья при
ремонте
боевых
повреждений.
Пушки
использовались
как Oerlikon, так и Hispano,
и хотя в
первых
установках
применялись
пушки Shattelerault с
ленточным
боепитанием
(из-за
задержек с
созданием
удовлетворительной
противообледенительной
защиты у
барабанного
питания),
барабанное
питание
стало
стандартным.
Осенью 1941
года Hurricane
действовали
в основном
вечером и
ночью. В
октябре не
менее 57
дивизионов
метрополии
летали на Hurricane II,
обычно в
смешанном
составе - IIb и IIc.
Возможно,
самый
знаменитый
в RAF 1-й
дивизион,
базировавшийся
на Тангмер,
служил
авангардом
ночных
ударных
операций,
нанося
ответные
удары по
базам
ночных бомбардировщиков
Luftwaffe во
Франции.
Темнота
скрывала
недостаточные
летные
данные
Харрикейнов,
что давало
многим
пилотам
возможность
подстерегать
в пути
утомленные
и
неосторожные
вражеские
рейдеры.
Взлетев 4.05.42
с Тангмера,
капитан К. М.
Кеттлвешер
- "звезда" 1-го
дивизиона,
взял курс к
Фекампу на
побережье
Франции на
Hurricane IIc
обозначенным
кодом JX-E (BE581) с
двумя
подвесными
200-л баками.
Летя на юг,
он вышел на
аэродром
Сент-Андре,
с
зажженными
дорожками
мигалок для
бомбаpдиpовщиков,
возвращавшихся
из рейдов
над Англией.
несколько
самолетов
были уже на
кругу, когда
появился
Кеттлвешер
и, скользнув
в хвост
одного из He 111
уничтожил
его
двухсекундным
залпом
своих пушек.
Пилот, чех
по
национальности,
дважды
проштурмовал
аэродром,
оставив на
земле три
пылающих
самолета.
Hurricane IIc приняли
участие в
бою над
злополучным
Дьеппом при
высадке
десанта 19.08.42
года. В
Тангмерском
секторе 43-й
дивизион
первым
принял
участие в
атаке в 4
часа утра. В
первом
рейде 12
пилотов,
ведомые
майором де
Вайвьером,
расчищая
место
высадки,
нанесли
удар
пушками и
бомбами по
позициям
береговой
артиллерии,
пулеметным
гнездам и
узлам связи.
Их встретил
шквал
зениток -
один пилот
погиб,
другой
выпрыгнул с
парашютом в
море, а
третий
пошел на
вынужденную,
достигнув
Тангмера.
Четыре
другие
машины
получили
пробоины от
зенитного
огня. В тот
день 43-й
дивизион
провел еще
три налета
на Дьепп.
В 1942-43 годах Hurricane II
пополнили
длинный в их
обширной
истории
перечень
методов
боевого
применения.
Как
носители
мелких
осколочных
бомб они
использовались
против
автотранспортных
средств во
Франции и
Голландии,
как
постановщики
дымовых
завес
прикрывали
различные
отдельные
высадки
десантов на
континент.
Hа
некоторые
Hurricane IIc были
установлены
направляющие
для ракет (с
таким вооpужением
летали в
основном
модификации
IIb и IV), а 227-кг
бомбы
использовались
ночью в
отсутствие
зениток или
ночных истpебителей,
так как с
такой
нагрузкой
Hurricane IIc едва
развивали 290
км/ч.
К дню "Д" (высадка
в Нормандии
- прим.
ред. ) Hurricane IIc
были
выведены из
боевых
частей RAF в
Северной
Европе, но
производимые
компанией
"Hawker" до
сентября 1944
они
остались в
многочисленных
учебных и
связных
подразделениях,
помогавших
боевым
эшелонам.
В
войне за
морями
Первыми Hurricane IIc,
отправленными
кораблями
на
заморские
территории,
были те,
которые
попали в
поток
самолетов,
направленных
в середине 1941
на Ближний
Восток. IIa и IIb
прибывали в
MU в зоне
Суэцкого
канала с
весны этого
года, и опыт
их
эксплуатации
показал
явную
необходимость
установки
двигателей
типа Merlin XX с
пылевым
фильтром на
воздухозаборнике
карбюратора.
Эти фильтры
эффективно
продлевали
жизнь
двигателя,
но серьезно
снижали
летные
данные. Хотя
Hurricane IIc еще
оставался
на
соответствующем
уровне
скорости по
сравнению с истребителями
итальянцев
с
радиальными
двигателями,
появление
современных
немецких истребителей
над
Средиземноморьем
вынудило
некоторые эскадрильи
Hurricane IIc
уменьшать вооружение
путем
удаления
двух пушек.
К середине
ноября 1941, из
сорока
британских
дивизионов
на Ближнем
Востоке,
двадцать
пять летали
на Hurricane, из
которых
восемнадцать
на Hurricane IIc.
Малоизвестен
вариант Hurricane с
фотокамерами
в обеих
крыльях и
подфюзеляжном
контейнере.
Обычно их, в
том числе и IIc,
переделывали
при ремонте
в
египетских
MU, снимая им
пушки, и
самолет
переобозначался
в PR. II. Самолеты
этого типа
были в 451-м
дивизионе RAAF
и 208-м
дивизионе RAF.
Hесмотря на
средние
летные
данные, Hurricane IIc
имели много
выдающихся
побед в
войне в
пустыне. Hапример,
274-й дивизион (12
самолетов IIa
и IIb) в
патрулировании
у Газаллы
декабрьским
утром 1941 года
вступил в
бой с
двадцатью Bf.109E
и Fiat G.50 и сбила
три "мессера",
потеряв
один Hurricane.
Получившая
пробоину в
гликолевом
баке машина
загорелась,
вынудив
лейтенанта
Хоуфа (SAAF)
выброситься
с парашютом.
Другой
пилот,
капитан
Тресси,
увидев
Хоуфа
опускающегося
в безлюдной
местности,
посадил
свой
Харрикейн
рядом с
южноафриканским
летчиком и
доставил
его домой у
себя на
коленях! Hеделю
спустя 8 Hurricane IIc
из 274-го
дивизиона в
бою под Эль-Аламейном
встретились
со строем 15-ти
Ju-87,
сопровождаемых
18-ю истребителями Bf.109F,
G.50 и M.C.202.
Английские
пилоты
сбили три Ju-87,
два M.С.202 и один
G.50, потеряв
три Hurricane.
Сержант
Пербаври
заметив Ju-87,
садящийся,
чтобы
подобрать
пилота
другой
машины,
совершившего
вынужденную
посадку,
затем
уничтожил
оба
самолета.
Дважды
такие игры
не проходят!
Мальта
была
прекрасным
местом
охоты в
течение 1941
для Hurricane IIc из 126,
185 и 251-го
дивизионов,
базировавшихся
там в июне.
Первоначально
привлеченный
к чисто
оборонительным
задачам 126-й
дивизион
одержал
первую
победу 30-го
июня,
сбив два M. C. 200.
Четыре дня
спустя 185-й
дивизион
сбил 2 и
повредил
еще 3
вражеских
самолета. В
обеих боях
дивизионы
потерь не
имели.
В
критические
недели,
когда танки
Роммеля
были
остановлены
под Эль-Аламейном
всего за 65 км
от жизненно
важного
Суэцкого
канала, Hurricane IIc 73-го
дивизиона,
осуществляя
ночную ПВО
британских
тылов в
районе
Александрия-Каир
сбили 23
вражеских
рейдера,
потеряв при
этом 6 Hurricane.
Операция
"Torch" ("Факел")
по высадке
на
побережье
Французского
Алжира и
Марокко
открыла
новое поле
действий
для Hurricane. Одной
из первых
задач
десанта был
захват
аэродрома
Мейсон
Бланше
возле порта
Алжир.
Быстрый его
захват
американской
боевой
группой
обеспечил
посадку Hurricane IIc 43-го
дивизиона,
ставшими
первыми
союзными истребителями,
совершившими
беспосадочный
перелет из
Гибралтара.
В канун
высадки на
Сицилии
количество
дивизионов
Hurricane на
Ближнем
Востоке
уменьшилось
с 23 до 20 из
которых 13,
летавших на
IIc,
использовались
над Ближним
Востоком,
начиная с 74-го
дивизиона в
Северной
Персии до 32-го,
патрулировавшего
над Алжиром
и Тунисом.
Также почти
неизвестно,
что в то
время с
авианосцев
США
взлетали
Харрикейны,
пилотируемые
американскими
летчиками.
Эти
самолеты - Sea Hurricane
и
четырехпушечные
Hurricane Mk. XII
канадской
постройки
позже, когда
напряжение
боев спало,
были
оставлены
на
французских
территориях
в Северной
Африке, и,
как
полагают, к
концу войны
в Европе
некоторое
их число
после
ремонтов
вошло в
состав ВМС
Франции.
Большинство
американских
Hurricane
сохранило
тусклый ("drab")
"английский"
камуфляж до
конца своей
службы, хотя
один из них,
летавший в 1944
в Южной
Италии как
самолет
связи, был
перекрашен
целиком в
серебристый
цвет с
нанесением
американских
"звезд и
полос" ("star & bar" -
синоним
понятия "американский
флаг" - прим.
перев. ).
СССР
и Дальний
Восток
Hе без
иронии
хочется
отметить,
что когда Hurricane IIc
в середине 1941
начал
поступать в
RAF, то
некоторые
месяцы их
поступало в
СССР
относительно
больше, чем
в Англию и
страны
Содружества.
Так
необходимые
для
отражения
японской
агрессии на
Дальнем
Востоке Hurricane IIc
отправлялись
на палубах конвоев
в северные
порты СССР.
Только в мае
1942 первые Hurricane IIc
появились в
дивизионах
на Цейлоне и
в Индии, но
было уже
слишком
поздно,
чтобы
принять
участие в
обороне
Бирмы. До
конца 1942 шло
интенсивное
перевооружение
заметно
поредевших
после
первых
ударов
Японии
дивизионов,
а уже в июне 1943
года Hurricane IIb и IIc
были
оснащены 16
дивизионов
в Индии,
Северной
Бирме и на
Цейлоне.
Перелетевший
с Ближнего
Востока 11-й
дивизион в
октябре
базировался
вместе с 261-м
дивизионом
в Байгачи (Восточная
Бенгалия).
Для обороны
Цейлона
предназначались
30-й,
258-й и 273-й
дивизионы,
размещенные
в Коломбо,
Чина Бей и
Ратмалане. В
целом 670
Харрикейнов,
находившихся
в Индии,
предназначались
для будущих
боев в Бирме
и 200 для
неторопливо
создаваемых
IAF.
К 1944 из 29
дивизионов,
оснащенных
Харрикейнами,
7 были в
строю IAF. Было
бы
несправедливо
утверждать,
что Hurricane в
одиночку
отвечали за
тактическую
поддержку и
ПВО в
Восточной
Индии и
Бирме. Хотя
они и
выполнили
львиную
долю по
поддержке
наземных
войск,
побывав в
критических
Кохимской и
Импхальской
операциях, и
сопровождали
армию в
наступлении
на юг через
Бирму, но в
основном Spitfire
осуществляли
прикрытие
бомбаpдиpовщиков
в
упомянутых
и многих
других
операциях.
Одной из
многих
специальностей,
выполняемых
в ходе
кампании,
была
тактическая
разведка,
проводимая
Hurricane IIc из 1-го
дивизиона IAF.
Эта
модификация
с
фотокамерой
переднего
обзора,
устанавливавшейся
в передней
кромке кpыла
с
внутренней
стороны от
правой
пушки,
использовалась
для
маловысотной
фотосьемки,
корректировки
артогня и
сброса
донесений.
Именно на
таком
самолете
майор Арьян
Сингх,
находившийся
поздним
вечером в
патрулировании,
смог
заметить
подход
японских
батальонов
к Импхалу.
Взлетевшие
в
сгущающихся
сумерках 33
Харрикейна
с пушками и
бомбами
вскоре
появились
над районом,
где были
замечены
вражеские
войска.
Повернув на
наземные
огни, пилоты
ведущих
машин
заметили
японскую
колону и
тотчас же
пошли в
атаку.
Результаты
этого
налета
сразу ясны
не были, но
удар по
Импхалу не
состоялся.
Позднее при
изучении
захваченных
документов
стало
известно,
что в тот
день
погибло 14
японских
офицеров и
свыше 200
солдат.
Относительно
мало
известно о
многих Hurricane
воевавших в
СССР. В
августе 1941
первые Hurricane IIa и IIb
были
отправлены
в советское
Заполярье
для
вооружения
авиакрыла RAF,
состоявшего
из 81-го и 134-го
дивизионов.
С началом
суровой
зимы пилоты
RAF вернулись
назад,
оставив
свои
самолеты,
которые
были
присоединены
к имевшимся
пушечным Hurricane IIc.
Эти
самолеты
попали в
СССР
несколькими
путями, в
основном
полярными
конвоями.
екоторые из
них были
переданы из
ближневосточных
MU, а другие из
резервов в
Северо-Западной
Индии.
Sea
Hurricane и другие
Hа первый
взгляд
маркировка
4-пушечных Hurricane
была
простой и во
всех видах
операций RAF
такие
самолеты
имели
обозначение
Mk IIc. Однако,
как
упоминалось
раньше, RN
использовали
пушечный Sea Hurricane
Ic с
двигателем
Merlin III. Замена в
марте 1942 на Mk IIb и
Mk IIc
производилась
просто
установкой
на них
оборудования
для посадки
на палубу.
Еще не
будучи
стандартными
Sea Hurricane, они
получили
надпись "ROYAL NAVY"
на обе
стороны
фюзеляжа.
Позднее в RN
использовали
только
стандартные
Sea Hurricane IIc, а
многочисленные
"переделки"
использовались
на
береговых
авиастанциях.
В конце
войны, когда
большое
количество
Hurricane было
снято с
боевой
службы в RAF,
многие IIс
были
проданы и
продолжали
нести
службу в ВВС
Португалии
и Персии.
Последний
из когда-либо
построенных
Mark IIc был
сохранен в
летном
состоянии
компанией
"Hawker Aircraft Ltd. ", и, как
будто, чтобы
подчеркнуть
нежелание
великого
самолета
покидать
свое место в
истории,
этот
самолет был
использован
как
наблюдательный
самолет
сопровождения
во время
переходных
испытаний
прототипа
истpебителя
вертикального
взлета Kestrel
компании
"Hawker" в 1960 году. Тактико-технические
характеристики самолёта: Год
принятия на
вооружение
- 1940 Hawker
Hurricane Mk.IV Последней
серийной
моделью в
семействе
стал Hurricane Mk.IV. Он
отличался
от модели IID
наличием
бронирования
жизненно
важных
узлов
самолета,
более
мощным
вооружением
(мог нести
две бомбы
весом по 227 кг
или 8
трехдюймовых
ракет) и
имел
двигатель Merlin
24 или Merlin 27 мощностью 1620 л.
с. Однако
при этом
самолет
утратил
свойства
истребителя.
Его
нормальный
вес
составлял 3493
кг, а
скорость
всего 426 км/ч
на высоте 2150 м.
Широкого
применения
не получил.
Всего было
произведено
524 самолета
этого типа.
Надо
отметить,
что "харрикейны"
всех
модификаций,
если они
предназначались
для
действий в
пустынной
местности,
дополнительно
снабжались
воздушным
фильтром (так
называемый
тропический
вариант).
Spitfire а также
американские
истребители
вытесняли "харрикейны"
из
метрополии.
Но их
активно
использовали
в Северной
Африке, а с
конца 1942 года
и в
Индокитае.
Поставляли
также в
другие
страны, в
том числе и
в Советский
Союз. Всего,
по
английским
данным, в
СССР было
поставлено
20 "Харрикейнов" Мк.IIА, 1557
Мк.IIB, 1009 Мк.IIС, 60 Мk.II
и 30 Mk.IV.
Харрикейны
использовались
и для
ведения
тактической
разведки.
Эти
самолеты
снабжались
фотокамерой.
Использовались
они также
как
разведчики
погоды.
Истребитель
Hurricane послужил
базой для
различных
экспериментов.
В частности,
для
увеличения
дальности
полета
истребителя
разрабатывался
такой
вариант. На
самолет
устанавливалась
петля из
троса
достаточно
большой
длины,
которая
перед
стартом
крепилась
концами к
передней
кромке
плоскостей,
а серединой
за
специальный
зажим под
фюзеляжем.
После
взлета
пилот
освобождал
зажим и
петля
свободно
свисала.
Истребитель
пристраивался
за хвостом
бомбардировщика,
с которого
выпускался
буксирный
трос с
крюком.
После того,
как крюк
зацеплялся
за петлю,
бомбардировщик
увеличивал
скорость, а
пилот
истребителя
выключал
мотор и
переводил
лопасти
винта во
флюгерное
положение.
При встрече
с
противником
истребитель
запускал
мотор и
отцеплялся
от
буксировщика.
Однако этот
вариант не
нашел
боевого
применения.
В 1940 году
была
предпринята
попытка
поставить
Hurricane на
поплавок. Но
самолет
показал
низкую
скорость,
всего 322 км/ч
на высоте 4000 м.
Были
попытки
установить
на самолет
двигатели
других
конструкций.
Так, в
разгар "Битвы
за Англию",
осенью 1940
года на
самолет,
предназначенный
для
обучения
летчиков,
установили
более
дешевый и
простой в
производстве
двигатель "Нэпир
Даггер". В 1941
году на два
опытных
самолета
установили
двигатели Rolls
Royce Griffon IIА и Hercules.
Кроме того,
на один из
построенных
по лицензии
в Югославии
"харрикейнов"
был
установлен
немецкий
двигатель
Даймлер
Бенц DB 601 А (после
апреля 1941
года).
Харрикейн
входит в
число
наиболее
известных
истребителей
мира. Он
выпускался
большими
сериями (всего
за годы
производства
истребителей
этого
семейства
было
выпущено
более 16500) и
принимал
участие в
боевых
действиях
на всех
фронтах
второй
мировой
войны, этот
многоликий
самолет. Тактико-технические
характеристики самолёта: Год
принятия на
вооружение -
1941 Вооружение:
2 40-мм пушки. 2 7.7-мм
пулемета. |
|||||||||
Разработчик сайта: Александр Смирнов. 2003 год. E-mail: sasha-flyer@yandex.ru |