|
Мир авиации |
|||||||||
www.world-of-avia.narod.ru |
||||||||||
:::Разделы::: |
:::Поршневые самолеты::: |
|||||||||
|
КБ
Поликарпова И-16 В середине 30-х годов не было, пожалуй, истребителя, который пользовался бы такой широкой известностью в авиационных кругах как И-16 (ЦКБ-12), сконструированный коллективом, возглавляемым Н.Н. Поликарповым. По своему внешнему виду и летным качествам И-16 резко отличался от большинства своих серийных современников. Минимальные размеры, "бочкообразный" толстый фюзеляж, маленькое крыло, площадью вместе с подфюзеляжной частью в 14,54 кв.м и заголовник кабины летчика, переходивший в вертикальное оперение. Конструкция И-16 - смешанная. Фюзеляж - деревянный, монокок выклеенный из шпона, с толщиной стенок от 4 мм в передней до 2,5 мм в хвостовой части. Каркас фюзеляжа составляли четыре лонжерона и 11 шпангоутов - рамных, из сосновых реек фанерных стоек, коробчатого сечения; стрингеры - рейки, врезанные в шпангоуты. Для технологичности монокок изготовлялся из двух половин (правой и левой), стыкованных в плоскости симметрии самолета.
Лонжероны центроплана - ферменные;
нервюры - ферменные
цельнодуралюминовые из коробчатых
профилей. Обшивка центроплана - целиком
из дюралюмина. Лонжероны консолей
крыла - с полками из стальных труб и
стенками из дюралюмина. Соединение
полок лонжеронов центроплана и
консолей - накидными гайками. Носок
крыла - дуралюмин 0,5 мм, зализы -
выклеенные из шпона. Обтяжка консолей -
полотно. Элероны - щелевые, отчасти
выполнявшие функцию закрылков путем
одновременного опускания на 15 градусов
при посадке. Элероны и оперение - из Д6 с
полотном. Управление рулем высоты и
элеронами - жесткое, рулем направления
и шасси - тросовое (кроме последних
выпусков И-16). Шасси состояло из двух
отдельных пирамид и было оригинальной
конструкции, свойственной тому времени,
когда пневмо- и гидросистемы с силовыми
цилиндрами еще не вошли в практику и
распространены были лишь механические
ручные тросовые приводы от летчика. Вес
пустого (тип 10) -1315, взлетный - 1715 кг.
Истребитель непрерывно
совершенствовался, менялся в деталях,
оснащался более мощными двигателями и
более сильным вооружением.
Но его основная схема, размеры,
формы и обводы фюзеляжа, крыла и
оперения оставались неизменными. И-16
создавался как скоростной истребитель,
в котором одновременно преследовалась
цель достижения максимальной
маневренности для ведения воздушного
боя. Для этого центр тяжести в полете
был совмещен с центром давления
примерно на 31% САХ. Имело место мнение,
что в этом случае самолет будет более
маневренным. На самом деле получилось,
что И-16 стал практически недостаточно
устойчивым, особенно на планировании,
требовал большого внимания от летчика,
реагировал на малейшее движение ручки.
И наряду с этим не было, пожалуй,
самолета, который производил бы такое
большое впечатление на современников
своими скоростными качествами.
Маленький И-16 воплощал в себе идею
быстроходного самолета, выполнявшего к
тому же очень эффективно фигуры
высшего пилотажа, и выгодно отличался
от любых бипланов. После каждой
модификации скорость, потолок и
вооружение самолета возрастали.
Первые серийные истребители,
построенные в 1934 году с двигателем М-22,
развивали скорость до 360 км/час.
Самолеты последних серий производства
1939 года, с двигателем М-62, летали уже со
скоростью 460-490 км/час. Вооружение И-16
выпуска 1939 года состояло из двух пушек
и двух пулеметов. Известны следующие
модификации И-16: И-16 - М-22 (ЦКБ-12), И-16
дублер (ЦКБ-12 бис), И-16 тип 4 (ЦКБ-12 бис ) с
двигателем М-25, И-16 тип 5 с двигателем М-25.
С истребителем И-16 связаны многие
славные страницы истории советской
авиации. Самолеты первых серий
получили боевое крещение в схватках с
фашистами в небе Испании. На машинах
последующих выпусков с установками для
реактивных снарядов наши летчики
громили японских милитаристов на
Халхин-Голе. И-16 принимали участие в
боях с немецко-фашистской авиацией в
первый период Великой Отечественной
войны. На этих истребителях сражались и
одержали немало побед дважды Герои
Советского Союза Г. П. Кравченко, С. И.
Грицевец, А. В. Ворожейкин, В. Ф. Сафонов
и другие летчики.
И-16 типов 5 и 10 в больших количествах
применялся республиканской авиацией
Испании. Был и пушечный вариант самолета,
И-16П (2 пушки ШВАК), И-16 типа 17 предназначался для штурмовки. Вооружение - 2
пушки ШВАК, 2 пулемета ШКАС, 200 кг бомб на
внешней подвеске. И-16 типа 24 (1939) оснащен
двумя пушками ШВАК, двумя пулеметами
ШКАС. Иногда ставили четыре ШКАСа и
один синхронный крупнокалиберный
пулемет БС. Самолет вооружали также
шестью реактивными снарядами РС-82.
Бомбовая нагрузка - до 200 кг. В ходе
развития полетный вес И-16 вырос более
чем в полтора раза. И-16 типа 24 принял
участие в начальном периоде Великой
Отечественной войны. И-16,
приспособленные для пикирующего
бомбового удара, стали частью "звена"
- СПБ ("составного пикирующего
бомбардировщика" - самолета-носителя
ТБ-3 и двух И-16 , которые подвешивались у
него под крылом), уничтожившего в 1941
году Черноводский мост (Румыния) через
Дунай. Тактико-технические
характеристики И-16 типа 10 (типа 24): Год
принятия на вооружение - 1937 (1939) Вооружение
И-16 типа 10: 4 7.62-мм пулемета ПВ-1 или 2
пулемета ШКАС или. Вооружение
И-16 типа 24:
2 20-мм пушки ШВАК и 2 7.62-мм пулемета ШКАС,
или 4 7.62-мм пулемета ШКАС и 12.7-мм пулемет
БС. 200 кг бомб и 6 НУРС РС-82. |
|||||||||
Разработчик сайта: Александр Смирнов. 2003 год. E-mail: sasha-flyer@yandex.ru |