|
Мир авиации |
|||||||||
www.world-of-avia.narod.ru |
||||||||||
:::Разделы::: |
:::Поршневые самолеты::: |
|||||||||
|
ОКБ
им. Ильюшина
Ил-2
Летающий
танк На фронтах Великой Отечественной войны самой широкой известностью пользовался наш штурмовик Ил-2. Ни одна армия не имела даже приблизительно равного ему по боевым качествам самолета-штурмовика. В необходимости специализированного бронированного самолета для действий на малой высоте против живой силы и техники противника военные специалисты и авиаконструкторы были убеждены давно. И не случайно в нашей стране разработка опытных образцов таких самолетов велась еще в начале тридцатых годов. Были созданы опытные тяжелые штурмовики ТШ-1, ТШ-2, ТШ-З. При разработке и реализации проектов самолета для поля боя конструкторы настойчиво добивались создания такого бронирования, которое по возможности не ухудшало бы аэродинамику самолета.
Пока броня
была только
в виде
плоских и
гнутых
кусков,
форма
фюзеляжа
получалась
угловатой,
плохо
обтекаемой,
а самолеты
очень
тяжелыми.
При
двигателях
недостаточной
мощности
разбег был
велик, а
скорость -
невысокой.
Изобретение
двояковыпуклой
брони,
появление
мощных
двигателей
при новом
инженерном
решении
использования
самой брони,
как
составной
части
конструкции,
позволило в
конце 30-х
годов
создать
настоящий
самолет-штурмовик,
каким и стал
знаменитый
Ил-2.
Предшественником
Ил-2 был
двухместный
самолет ЦКБ-55
(БШ-2,
бронированный
штурмовик-второй)
с
жидкостным
двигателем
АМ-35. Его еще в
1938 году
создал
конструкторский
коллектив,
возглавляемый
С.В.Ильюшиным.
От всех
существовавших
тогда
самолетов
ЦКБ-55
отличался
прежде
всего тем,
что его
экипаж и все
жизненные
части
машины
защищались
броневыми
листами.
Конструктивно
объединенные
в
бронеотсек,
они вошли
составной
частью в
силовую
схему
планера. Ил-2
моноплан
сметанной
конструкции.
В первые
годы для
экономии
дефицитного
металла
хвостовую
часть
фюзеляжа и
консоли
крыла (его
площадь - 38,5 кв.м,
удлинение - 5,55)
делали из
дерева и
фанеры (с
конца 1944 года -
металлические).
Шасси -
обычное.
Обе стойки
с колесами
складывались
назад и
убирались в
крыло.
Выступающая
часть шасси
закрывалась
обтекателем.
Бортовое
вооружение
устанавливалось
в крыле,
бомбодержатели
- во
внутренних
отсеках
центроплана.
Помимо того,
под крылом
штурмовика
находились
направляющие
для
реактивных
снарядов.
Серийные
машины с
двигателем
АМ-35
развивали
скорость до
400 км/час при
посадочной -
140 км/час. В 1939
году
начались
всесторонние
испытания
ЦКБ-55 (БШ-2). Они
подтвердили
высокие
боевые
качества
штурмовика.
Однако
тогда было
сочтено
целесообразным
серийно
самолет
строить в
одноместном
варианте.
Вскоре была
построена
одноместная
машина,
получившая
название
ЦКБ-57. Осенью
1940 года
летчик В. К.
Коккинаки
начал
испытания.
Новый
вариант
штурмовика,
как и первый,
обладал
хорошими
летно-тактическими
качествами.
После
небольших
доводок он
был принят и
строился
заводами
серийно с
апреля 1941 г.
под маркой
Ил-2. Опыт
первого
года войны
показал, что
одноместному
штурмовику
трудно
отражать
атаки
вражеских
истребителей
с задней
полусферы.
Успехам на
фронте
сопутствовали
очень
большие
потери.
Бывало, что
за 10
успешных
боевых
вылетов
летчик
получал
звание
Героя
Советского
Союза (а
обычно
после ста
вылетов).
В начале 1942 г.
в Бюро новой
техники
была
проведена
конференция
фронтовых
летчиков-штурмовиков,
летчиков-испытателей
Ил-2 и
конструкторов
по обмену
опытом.
Пожелания
штурмовиков,
уже не
впервые
высказывавшиеся,
сводились к
необходимости
выпуска
двухместного
варианта, к
усилению
пушечного
вооружения,
к
увеличению
мощности
двигателя.
Поэтому в
середине 1942
года
конструкторы
вернулись к
двухместному
варианту
машины.
Крупнокалиберный
пулемет на
задней
подвижной
установке
усилил
оборону Ил-2
от атак
истребителей
и позволил
несколько
расширить
диапазон
боевого
применения
самолета. С 1942
года заводы
выпускали
Ил-2 с
двигателем
АМ38Ф в 1720 л. с.
Улучшенная
аэродинамика
и более
мощный
двигатель
позволили и
при
возросшем
взлетном
весе (в
зависимости
от бомбовой
нагрузки от
5873 до 6360 кг)
обеспечить
штурмовику
максимальную
скорость до
420 км/час. Было
усилено и
вооружение
самолета.
Два из
четырех
пулеметов
заменили 20-мм,
а затем и
более
крупного
калибра
пушками ВЯ-23.
В состав
бомбовой
нагрузки
стали
включать
специальные
противотанковые
бомбы
кумулятивного
действия. В
этом
варианте
крыло
оставалось
с прежним
углом
стреловидности
консолей (деревянных
- временно).
Лишь с 1943 года
консоли
были
переконструированы,
и угол их
стреловидности
доведен до 15
градусов по
передней
кромке - Ил-2 (крыло
со "стрелкой").
В связи с
появлением
кабины
стрелка
изменилась
конструкция
бронекорпуса,
а также
хвостовой
части
фюзеляжа.
Масса
бронекорпуса
в ходе
доводки и
изменений
достигла 990
кг. Элементы
бронекорпуса
проверялись
отстрелом.
Ил-2
двухместный
с успехом
применялся
в авиации
морского
флота для
уничтожения
кораблей и
других
плавсредств
противника.
Летчики
вели
активную
борьбу с
железнодорожными
эшелонами и
автомобильными
колоннами
противника.
Основным же
назначением
Ил-2 была
непосредственная
поддержка
войск на
поле боя и
борьба с
танковыми и
моторизованными
группировками
противника
на линии
фронта и в
ближних
тылах, на
переправах,
при
подготовке
атак и т.д.
Бытовало
его
название "летающий
танк". По "тиражу"
самолет Ил-2
не имел себе
равных.
Заводы
построили
более 36 тыс.
машин этого
типа. Модификации
самолета: Ил-2
- с
крупнокалиберными
противотанковыми
пушками.
Двигатель
АМ-38Ф. Был
взят
серийный
самолет и на
нем
установлены
взамен
прежних
пушек ШВАК и
ВЯ две пушки
Нудельмана
НС-ОКБ-16
калибра 37 мм.
Установлены
2 ШКАС и один
УБТ у
стрелка.
Масса
увеличилась
на 760 кг. Пушки
НС-ОКБ-16
могли
поражать
любые танки
вплоть до "Тигров".
Они очень
пригодились
во время
Курской
битвы. Ил-2И
- "Истребитель
бомбардировщиков"
- было
усилено
крыло, снято
бомбовое
вооружение,
оставлены
две пушки ВЯ.
Самолет был
выпущен в
одном
экземпляре,
успеха не
имел и на
госиспытаниях
в июле 1943 г. был
признан
нецелесообразным,
т.к. против
немецких
истребителей
и
скоростных
бомбардировщиков
вести
активный
наступательный
бой не мог,
против
других же
самолетов -
только на
высотах не
более 4000 м. Ил-1
-
одноместный
истребитель
малых и
средних
высот.
Двигатель
АМ-42 в 2000 л.с.
Самолет был
как бы
уменьшенной
копией Ил-2
одноместного
с
уменьшенной
площадью
крыла и с
повышенными
летными
данными.
Скорость
достигала 580
км/ч на
высоте 3260 м и 525
км/ч у земли.
Серийно не
выпускался,
поскольку в
1944 г. летные
качества
уже
требовались
более
высокие. Ил-2У
(УИл-2, Ил-2
учебный) -
учебно-тренировочный
вариант
двухместного
Ил-2 со
вторым
управлением
в задней
кабине, с
сильно
уменьшенным
вооружением.
Выпущен в 1943 г.
и строился
серийно в
сравнительно
небольших
количествах
до 1945 г. Ил-2
(с
двигателем
М-82) - этот
вариант
создавался
как
запасной, т.к.
завод,
выпускавший
АМ-38,
эвакуировался
на
неподготовленные
производственные
площади. При
установке
двигателя
воздушного
охлаждения
на Ил-2 была
снята
передняя
часть
бронекорпуса,
в которой
этот
двигатель
не нуждался.
Переход от
двигателя к
фюзеляжу
получился
неплавным,
но важно
было
вынести
общую
оценку
этого
варианта с
кабиной
стрелка.
Эксперимент
себя не
оправдал.
Масса
пустого
самолета
уменьшилась,
но летные
качества
ухудшились. Тактико-технические
характеристики
штурмовика
Ил-2М3: Год
принятия на
вооружение -
1942 Вооружение:
2 23-мм пушки ВЯ-23,
2 7.62-мм
пулемета
ШКАС и 1 12.7-мм
пулемет УБТ
сзади
кабины. До 1000
кг бомб, 8 82-мм
НУРС. |
|||||||||
Разработчик сайта: Александр Смирнов. 2003 год. E-mail: sasha-flyer@yandex.ru |