|
Мир авиации |
|||||||||
www.world-of-avia.narod.ru |
||||||||||
:::Разделы::: |
:::Поршневые самолеты::: |
|||||||||
|
Mitsubishi
Ki-67 Hiryu Безусловно лучшим бомбардировщиком, использовавшимся японской армейской авиацией, был "тяжелый бомбардировщик армейский тип 4" - "Хирю" (Летящий дракон) - превосходящий даже однотипные самолеты западных союзников. Однако, несмотря на название "тяжелый", Ки-67 был скорее сравним с американским бомбардировщиком В-26 "Мародер". Hо если бы "Хирю" появился раньше, чем союзники установили господство в воздухе, многое в истории воздушных боев на Тихом океане могло измениться. К счастью для союзников "Хирю" попали уже в руки неопытных пилотов - порой просто выпускников летных школ, которые должны были совершать практически самоубийственные атаки в условиях господства в воздухе истребителей союзников.
В конце 1940 г,
когда на
войсковые
испытания
поступил
бомбардировщик
Hакадзима Ки-49,
воздушный
штаб уже
готовил
задание на
его замену.
В то время
армия
готовилась
к войне с
Советским
Союзом и
нуждалась в
тяжелом
тактическом
бомбардировщике.
В феврале 1941 г
спецификации
были
оформлены и
переданы на
Мицубиси с
заказом на
разработку
и постройку
трех
опытных
самолетов.
Требовалась
скорость до
550 км/ч на
высотах 4000-7000 м,
радиус
действия в 700
км с 500 кг бомб (максимум
до 800 кг
бомбовой
нагрузки),
экипаж - от
шести до
десяти
человек,
оборонительное
вооружение
должно было
состоять из
одного 7,7-мм
пулемета в
носу и
боковых
установках
и 12,7-мм
пулеметов в
верхней и
хвостовой
башнях.
Двигатели
следовало
использовать
1450-сильные
Мицубиси Ха-101,
1870-сильные Hакадзима
Ха-103 или 1900-
сильные
Мицубиси Ха-104.
По этому
заданию
главный
инженер
Озава
спроектировал
аэродинамически
чистый
среднеплан
под пару
двигателей
воздушного
охлаждения
Мицубиси Ха-104
с
четырехлопастными
винтами-автоматами.
Крыло и
оперение
напоминало
флотский
бомбардировщик
Мицубиси G4M1,
но на этом
сходство с
каким-либо
японским
самолетом
кончалось.
Вопреки
сложившейся
в японской
авиапромышленности
традиции
Озава
главный
упор сделал
на легкость
производства
самолета -
конструкция
была
разбита на
ряд узлов,
удобных для
производства
субподрядчикам
- и на
обеспечение
живучести -
все
топливные и
маслобаки
были
протектированы,
а экипаж
получил
бронезащиту.
Это, правда,
задержало
сборку
опытных
машин, но
выбор был
сделан
правильно -
в последний
год войны
самолетам
предстояло
эксплуатироваться
в тяжелых
боевых
условиях
при плохом
техническом
снабжении.
Первые три
опытных
самолета
были
выпущены с
декабря 1942 г
по март 1943 г, но
Мицубиси к
тому
времени уже
имела заказ
на
установочную
партию для
войсковых
испытаний.
Первый
опытный
самолет
полетел 27
декабря 1942 г.
Вооружение
состояло из
одного 7,92-мм
пулемета "тип
98" в носовой
и двух
бортовых
установках
и по одному 12,7-мм
пулемету в
верхней и
задней
башнях. Hесмотря
на
некоторую
курсовую
неустойчивость
и излишнюю
чувствительность
управления
на
некоторых
режимах,
испытания
были очень
благоприятными
для
Мицубиси.
Хотя
максимальная
скорость на
высоте 6090 м
достигала 537
км/ч -
несколько
ниже
задания,
другие
требования
были легко
выполняемыми.
Самолеты
для
войсковых
испытаний
были
доработаны
в плане
управляемости.
Теперь Ки-67
демонстрировал
отличную
маневренность
- без бомб он
крутил
петли и
восходящие
бочки. При
этом
самолет
легко
управлялся
даже на 600 км/ч
при
пикировании.
Самолеты
для
войсковых
испытаний (с
четвертого
по
девятнадцатый)
имели
увеличенный
с 2566 до 2886 л
запас
топлива.
Вооружение
было
усилено: 7,92-мм
пулемет в
носу был
заменен на
крупнокалиберный,
а пулемет в
верхней
башне - на 20-мм
пушку Хо-5.
Боковые 7,92- мм
пулеметы
теперь
стояли в
блистерах.
В декабре 1942
г было
предложено
переделать
Ки-67 в
торпедоносец.
В
результате 5
января 1943 г
Мицубиси
получила
приказ
установить
на 100
бомбардировщиков
держатели
для торпед.
Для
испытания в
новой роли
были
переделаны
17-й и 18-й Ки-67. Обе
машины
испытывались
в Йокосуке
на базе
флотской
авиации.
Испытания
закончились
полным
успехом и
было решено
не
ограничиваться
только
сотней
машин. Hачиная
со 161-го "Хирю",
все
бомбардировщики
стали
оснащаться
держателями
под торпеды.
Воздушный
штаб флота
разрешил
передачу
нескольких
Ки-67 флоту,
где они
получили
обозначение
"Ясукуни" -
по названию
храма,
посвященному
Hеизвестному
солдату.
Армии
самолет так
понравился,
что в
руководстве
никак не
могли
сойтись во
мнении для
чего его
использовать
в первую
очередь, и
производство
даже было
поставлено
под угрозу,
так как
долго не
определялся
состав
стандартного
оборудования.
Hо все
определили
требования
войны - 2
декабря 1943 г
Мицубиси
получила
приказ
выпускать
только одну
стандартную
версию
самолета.
Вооружение
было вновь
усилено: 7,92- мм
пулеметы в
боковых
блистерах
были
заменены на
12,7-мм "тип 1".
Самолет
получил
обозначение
"тяжелый
бомбардировщик
армейский
тип 4" (Ки-67-1).
Первый
боевой
вылет Ки-67-1
состоялся в
составе 7-гои
98-го сентаев
и флотской 762-й
кокутай,
которые
участвовали
в торпедных
атаках во
время
сражения у
Тайваня в
октябре 1944 г.
Особенно
активно
армейские и
флотские Ки-67
действовали
в качестве
торпедоносцев
в районе
Окинавы. В
качестве
бомбардировщика
"Хирю"
действовал
в Китае, а с
баз в
Хамамацу,
используя в
качестве
аэродрома
подскока
Ивадзиму, Ки-67
постоянно
совершали
налеты на
аэродромы В-29
на
Марианских
островах.
Кроме того
было
спроектировано
несколько
опытных
самолетов.
Так 21-й и 22-й Ки-67
были
переделаны
под
двигатели
Ха-104 Ру с
турбокомпрессором
- их
планировали
в качестве
прототипов
тяжелого
перехватчика
Ки-109. Проект
Ки-67-II
предусматривал
использования
двух
двигателей
воздушного
охлаждения
Мицубиси Ха-214
мощностью 2400
л.с. Для
установки
этих
двигателей
использовались
16-й и 17-й Ки-67.
Один Ки-67
летал в
качестве
буксировщика
экспериментального
транспортного
планера "Маназуру"
(Кран). Для
применения
летчиками-камикадзе
на Тачикаве
бомбардировщики
переделывались
в вариант Ки-67
КАИ - все
башни были
сняты,
экипаж был
сокращен до
трех
человек, в
самолеты
были
установлены
две обычные
800-кг бомбы
или
ставился
специальный
2900-кг заряд со
взрывателем
на длинной
штанге,
вынесенной
вперед. Один
Ки-67-1
использовался
для
испытания
противокорабельных
ракет I-Go-1A.
Кроме того,
так и не
дошли до
летного
состояния
созданные
на базе "Хирю"
тяжелый
эскортный
истребитель
Ки-69, тяжелый
истребитель
Ки-112,
транспортный
самолет Ки-97
на 21
пассажира. Тактико-технические
характеристики: Год
принятия на
вооружение -
1944 Вооружение:
по 1 12,7-мм
пулемету и
носовой,
хвостовой и
2 боковых
установках,
1 20-мм пушка
Хо-5 в
верхней
башне; |
|||||||||
Разработчик сайта: Александр Смирнов. 2003 год. E-mail: sasha-flyer@yandex.ru |