|
Мир авиации |
|||||||||
www.world-of-avia.narod.ru |
||||||||||
:::Разделы::: |
:::Поршневые самолеты::: |
|||||||||
|
ОКБ
им. Лавочкина Ла-5
Коллектив конструкторского бюро,
возглавляемого С.А.
Лавочкиным, в
декабре 1941 года завершил модификацию
строившегося серийно истребителя ЛаГГ-З
под звездообразный двигатель АШ-82.
Переделки были сравнительно небольшие,
размеры и конструкция самолета
сохранились, но из-за большего миделя
нового двигателя на борта фюзеляжа
надставили вторую, неработающую
обшивку. Сделано это было для того,
чтобы не приостанавливать массового
выпуска самолетов. В дальнейшем
фюзеляж был переделан. Усилено было и
вооружение самолета. Вместо одной
пушки на ЛаГГ-З, на его новом варианте,
установили две 20-мм пушки ШВАК. Площадь
крыла Ла-5
- 17,37 квадратных метров, вес пустого -
2740 кг, взлетный - 3230 кг.
Модифицированный самолет, получивший
марку Ла-5, приняли для массового
производства. Уже в сентябре 1942 года
истребительные полки, оснащенные
машинами Ла-5, участвовали в сражении
под Сталинградом и добились крупных
успехов. Бои показали, что новый советский истребитель обладает серьезными преимуществами перед фашистскими самолетами такого же класса. Его скорость - 613 км/час при хорошей маневренности была выше скорости лучших истребителей противника. Фюзеляж - полумонокок, выклеенный из березового шпона толщиной 1,15-0,75 мм в пять-восемь слоев, с уменьшением толщины от носа к хвосту. На первых порах еще оставалась двойная обшивка фюзеляжа за капотом, но потом фюзеляж полностью переделали в полном соответствии с габаритами двигателя М-82. Крыло - двухлонжеронное, площадью 17,56 квадратных метров и размахом 9,8 м, с предкрылками. Элероны небольшого размаха, щелевые, обшивка - полотно. Обшивка крыла - фанера в 3 мм. Вооружение Ла-5 состояло из двух синхронных пушек ШВАК. Оперативность выполнения большого объема доводочных работ в ходе испытаний Ла-5 в значительной степени определялась тесным взаимодействием КБ С.А.Лавочкина с НИИ ВВС, ЛИИ, ЦИАМ и КБ А. Д. Швецова. Благодаря этому удалось в кратчайшие сроки решить множество вопросов, связанных в основном с компоновкой силовой установки, и довести Ла-5 до серии, прежде чем на конвейере вместо ЛаГГа появился другой истребитель.
Производство Ла-5 быстро
наращивалось, и уже осенью 1942 г. под
Сталинградом появились первые
авиационные полки, имевшие на
вооружении этот истребитель. Надо
сказать, что Ла-5 не был единственным
вариантом переделки ЛаГГ-З под мотор М-82.
Еще летом 1941г. подобную модификацию
осуществили в Москве под руководством
М. И. Гудкова (самолет назывался Гу-82).
Этот самолет получил хороший отзыв НИИ
ВВС. Последующая эвакуация и, видимо,
недооценка в тот момент важности такой
работы сильно затянули испытания и
доводку этого истребителя. Что
касается Ла-5, то он быстро завоевал
признание.
Большие скорости горизонтального
полета, неплохая скороподъемность и
приемистость в сочетании с лучшей, чем
у ЛаГГ-3,
маневренностью на вертикалях,
обусловили резкий качественный скачок
при переходе от ЛаГГ-3
к Ла-5. Мотор воздушного охлаждения имел
большую живучесть, чем мотор
жидкостного охлаждения, и одновременно
являлся своеобразной защитой летчика
от огня с передней полусферы. Используя
это свойство, летчики, летавшие на Ла-5,
смело шли в лобовые атаки, навязывая
противнику выгодную для себя тактику
боя. Но все достоинства Ла-5 на фронте
проявились не сразу. Первое время из-за
ряда "детских болезней" его боевые
качества существенно снижались.
Конечно, при переходе к серийному
выпуску летные данные Ла-5 по сравнению
с его опытным экземпляром несколько
ухудшились, но не столь значительно,
как у других советских истребителей.
Так, скорость на малых и средних
высотах снизилась всего на 7-11 км/ч,
скороподъемность почти не изменилась,
а время виража благодаря установке
предкрылков даже уменьшилось с 25 до 22,6
с. Однако реализовать максимальные
возможности истребителя в бою было
трудно. Перегрев мотора ограничивал
время использования максимальной
мощности, маслосистема нуждалась в
доработке, в кабине летчика
температура воздуха достигала 55-60°
С, нуждалась в улучшении система
аварийного сброса фонаря и качество
плексигласа. В 1943 г. было выпущено 5047
истребителей Ла-5.
В начале 1943 года на Ла-5 стали
ставить форсированный двигатель М-82Ф.
Мощность его по сравнению с М-82 не
изменилась, но благодаря проведенным
доработкам 10-минутный форсажный режим
М-82 стал для М-82Ф номинальным. Это
повысило боеспособность Ла-5, так как
позволяло вести бой на небольших
высотах на повышенном по мощности
режиме работы двигателя. Вскоре на этом
истребителе фонарь кабины летчика
стали выполнять с улучшенным обзором
как передней, так и задней полусферы.
Для защиты летчика фонарь оборудовался
передним и задним бронестеклами.
Истребитель Ла-5Ф, как часто называли
этот вариант Ла-5, выпускался до весны
1944 г. и был самым массовым в 1943 г. в
соотношении с другими вариантами Ла-5.
По сравнению с самолетом Ме-1090-2 и G-4
истребитель Ла-5Ф имел до высоты 6 км
значительно меньшие время и радиус
виража, поэтому мог зайти в хвост Me-109G
через три-четыре виража. Это
подтвердили сравнительные испытания и
показательные воздушные "бои"
между этими самолетами, проведенные в
НИИ ВВС в 1943 г. На основании результатов
этих испытаний было также установлено,
что вертикальный маневр Ла-5Ф и
указанных модификаций Ме-109 был
практически одинаков до высоты 3,5 км. На
больших высотах преимущество в этом
виде маневра переходило к Ме-109. Тем не
менее, умело сочетая горизонтальный и
вертикальный маневр, летчик Ла-5Ф мог
владеть инициативой воздушного боя до
высоты 4 км.
По сравнению с FW-190A-4 и А-5
истребитель Ла-5Ф, как свидетельствуют
результаты сравнительных испытаний,
имел преимущество по скорости и всем
видам маневра во всем диапазоне высот,
где в основном велись воздушные бои.
К концу 1942 г. моторостроители
создали модификацию двигателя М-82 с на
номинальном режиме по сравнению с
карбюраторным двигателем
непосредственным впрыском топлива в
цилиндры, подучившего обозначение М-82НВ.
Он имел повышенную мощность М-82. В
декабре 1942 г. этот мотор успешно прошел
летные испытания на истребителе Ла-5, а
вскоре был создан известный
впоследствии мотор М-82ФН (имевший
вначале обозначение М-82ФНВ) также с
непосредственным впрыском топлива в
цилиндры. По основным показателям он
оказался очень удачным и обладал
повышенной надежностью. Этот мотор
широко применялся не только в период
Великой Отечественной войны, но и в
послевоенное время. По сравнению с М-82
он обладал большей мощностью (на взлете
1850 л. с. вместо 1700 л. с.).
В ОКБ С.А.Лавочкина под этот мотор
разрабатывался новый вариант самолета
Ла-5, в котором конструкторы
реализовали почти все рекомендации
ЦАГИ по улучшению его аэродинамики,
снизили вес благодаря замене
деревянных лонжеронов крыла
металлическими, а также за счет других
изменений в конструкции самолета,
усовершенствовали систему выхлопа и др.
Иначе говоря, конструкторы тщательно
искали каждую возможность, чтобы
улучшить свой истребитель. Комплекс
проведенных мер дал отличные
результаты. На заводских испытаниях в
марте 1943 г. опытный Ла-5ФН (такое
обозначение вскоре получил этот
самолет) продемонстрировал очень
высокие летные качества: при весе 3158кгс
его максимальная скорость на высоте
достигла 650 км/ч, у земли на форсаже - 598
км/ч, набор высоты 5 км занимал всего 4,7
мин.
В Ла-5ФН кроме модернизированной
силовой установки были внесены
следующие изменения: облегчено шасси,
улучшена теплоизоляция кабины, снижены
усилия на ручке управления и педалях.
Таким образом, внесенные изменения
позволили существенно улучшить летные
данные Ла-5ФН по сравнению с данными
первого опытного самолета Ла-5 с
мотором М-82. После успешно проведенных
в апреле 1943 г. государственных
испытаний Ла-5ФН был запущен в серию.
В период сражения на Курской дуге в
боевых действиях уже участвовали
авиаполки, имевшие на вооружении эти
самолеты. Правда, при переходе к
серийному производству не удалось
сразу реализовать все
усовершенствования, намеченные КБ. Так,
например, из-за дефицита дюралюминия
лонжероны крыла остались деревянными,
что увеличило вес серийных экземпляров,
да и производственное изготовление
было менее качественным. Это, конечно,
привело к снижению летных данных, но
тем не менее серийные Ла-5ФН по основным
показателям превосходили новые
немецкие самолеты и были заслуженно
высоко оценены фронтовыми летчиками.
Вскоре после начала серийного
производства Ла-5ФН было улучшено его
управление. Самолет стал одним из самых
легкоуправляемых истребителей,
отлично держался в глубоком вираже и
обладал исключительно высокими
маневренными данными. Но в то же время
температура в кабине летчика, хотя и
стала ниже, чем у Ла-5, все же оставалась
довольно высокой. В 1943 г. было выпущено
1050 Ла-5ФН.
Сравнительные испытания в НИИ ВВС в
1943 г. показали, что по сравнению с
трехточечным вариантом Ме-1090-2 - самым
скоростным и маневренным из всех
серийных немецких истребителей до
второй половины 1944 г. самолет Ла-5ФН
имел до высоты 5 км преимущество в
горизонтальном маневре и через четыре -
шесть виражей мог зайти в хвост Ме-1090-2
на дистанцию прицельного огня. На
высотах 5 - 8 км, где воздушные бои велись
редко, горизонтальная маневренность Ла-5ФН
и Ме-1090-2 была практически одинаковой. В
вертикальном маневре Ла-5ФН имел
преимущество перед Ме-1090-2 на высотах до
3 км, незначительное преимущество в
диапазоне высот 3-5 км и практически
одинаковую маневренность на высотах 5 -
8 км. Таким образом, в воздушном бою
инициатива оставалась постоянно за Ла-5ФН,
который мог успешно вести
наступательный бой с Ме-1090-2 и
навязывать ему свою тактику.
Преимущество Ла-5ФН перед Ме-1090-4 было
более заметным, а по сравнению с FW-190A-4 и
А-5 он имел явное превосходство в
скорости и во всех видах маневра.
Подтверждением высоких боевых
качеств Ла-5ФН могут служить войсковые
испытания, проведенные в июле - августе
1943 г. на Брянском фронте, когда летчики
на 14 самолетах Ла-5ФН в 25 воздушных боях
сбили 33 самолета противника (21 - FW490, 3 -
Ме-1090-2, 5 - Ju-88, I-Ju-87, 3-He-111), а потеряли лишь
четыре истребителя.
Кроме боевого Ла-5 в 1943 г. был
выпущен на испытания его двухместный
учебный вариант Ла-5УТИ. Необходимость
в подобном самолете ощущалась весьма
остро, о чем свидетельствует тот факт,
что в действующей армии в 1944 г., не
дожидаясь поступления серийных
учебных истребителей, уже
предпринимались, и не без успеха,
попытки переделать Ла-5 из одноместного
в двухместный. Доводка Ла-5УТИ
несколько затянулась, и он стал
поступать в строевые части и запасные
авиаполки только в 1944 г.
Что касается Ла-5ФН, то в 1943 г. по
комплексу летных характеристик он стал
сильнейшим серийным советским
истребителем воздушного боя. Тактико-технические
характеристики Ла-5 (Ла-5ФН): Год
принятия на вооружение
- 1942 (1943) Вооружение:
2 20-мм пушки ШВАК, 2 100-кг бомбы ФАБ-100. |
|||||||||
Разработчик сайта: Александр Смирнов. 2003 год. E-mail: sasha-flyer@yandex.ru |