|
Мир авиации |
|
||||||||
www.world-of-avia.narod.ru |
||||||||||
:::Разделы::: |
:::Вертолеты::: |
|||||||||
|
ОКБ
им. Миля Ми-24
Разработка
вертолета
Ми-24
началась в 1967
году. Первый
полет
опытного
образца
состоялся в
1969 году, а в 1971
году
начался
серийный
выпуск этой
машины.
Вертолет Ми-24
имеет
несколько
модификаций:
Ми-24Д (1976 год), Ми-24В
и Ми-24П (1980 год).
Эти боевые
машины
выпускались
на
вертолетных
заводах в
Арсеньеве и
Ростове с 1971
года по 1991 год.
Более чем за
20 лет было
построено 2300
вертолетов,
которые
успешно
эксплуатировались
и
поддерживали
боевую мощь
более 20
стран мира.
В 1993 году на
вооружении
армии
России
состояло
около 1500
различных
модификаций
этих машин.
К 1992 году
серийный
выпуск Ми-24
прекращен,
но вертолет
еще не одно
десятилетие
будет
оставаться
в строю.
Несущая
система Ми-24
создана на
базе
вертолета Ми-8,
но имеет
множество
особенностей
конструкции:
несущий
винт
меньшего
диаметра, но
большей
удельной
нагрузки,
лопасти
имеют
стеклопластиковую
обшивку,
многие
элементы
конструкции
выполнены
из
алюминиевого
сплава. На
вертолете
установлено
полностью
убирающееся
в полете
трехстоечное
шасси,
двигатели
оборудованы
системой
для
уменьшения
инфракрасного
излучения,
на
воздухозаборники
установлены
пылезащитные
устройства.
В грузовой
кабине
могут
разместиться
до восьми
десантников.
Вертолет
широко
применялся
во время
войны в
Афганистане,
а также
участвовал
в боевых
действиях
между
Ираком и
Ираном в
начале 1980-х гг.
Ми-24 широко
экспортировался
и
продолжает
поставляться
во многие
страны. К 1991г.
было
построено
более 2300
машин.
Рекорды
Международной
федерации
авиации (FAI),
установленные
экспериментальным
вариантом А-10
вертолета
Ми-24, дают
некоторое
представление
о его
возможностях;
так,
например, 2
сентября 1978
г. вертолет
достиг
скорости 368,4
км/час.
В состав
оборудования
входят -
оптико-электронная
(ТВ для
низких
уровней
освещенности)
обзорно-прицельная
система в
правом и
радиокомандная
система
наведения
ракет в
левом
носовых
подфюзеляжных
обтекателях,
пушечный
прицел ПКВ
или (на Ми-24В)
ИЛС,
приемник
предупреждения
о РЛ
облучении,
ИК система
создания
помех "Липа",
система
опознавания
госпринадлежности,
фотокинопулемет,
контейнеры
АСО-2 со 132 ЛЦ.
Пилотажно-навигационное
оборудование
включает
систему
автоматического
управления
полетом САУ-В24-1
с
автопилотом
ВУАГ1-1 для
автоматической
стабилизации
вертолета
по крену,
курсу,
тангажу,
барометрической
высоте и
скорости
полета.
Имеются
также
автоматические
радиокомпасы
АРК-15М и АРК-У2,
доплеровский
измеритель
скорости и
угла сноса
ДИСС-15Д,
радиовысотомер
РВ-5,
комбинированная
курсовая
система "Гребень-1".
В состав
приборного
оборудования
входят
командный
пилотажный
прибор ПКП-72М,
указатель
крена и
тангажа УКТ-2,
радиомагнитный
индикатор
РМИ-2.
Связная
аппаратура
включает
командные
УКВ
радиостанции
Р-860, Р-863 и Р-828,
связную КВ
радиостанцию
"Карат",
самолетное
переговорное
устройство
СПУ-8.
Имеется
бортовой
регистратор
САРПП-12, для
оповещения
экипажа об
аварийных
ситуациях в
полете
установлена
аппаратура
речевых
сообщений
РИ-65.
На
Ми-24Д
установлена
кабина с
тандемным
расположением
членов
экипажа.
Летчик
находится в
задней
кабине и
осуществляет
управление
вертолетом,
а оператор —
спереди и
способен
управлять
системой
вооружения.
Фонари
кабины
выполнены
из
оргстекла с
установкой
системы
герметизации
и
кондиционирования,
позволяющей
выполнять
полеты в
условиях
радиационного
и
химического
заражения.
Вертолет Ми-24Д
снабжен
установкой
УСПУ-24 с
дистанционным
управлением,
оборудованной
четырехствольным
пулеметом
ЯкБ-12,7 мм с
боекомплектом
1400 патронов.
На
Ми-24П
установлена
30-мм
двухствольная
пушка ГШ-30 в
правом
фюзеляжном
обтекателе
или
спаренная
пушка
калибра 23 мм
в подвижной
носовой
установке.
На внешних
узлах
подвешиваются
12
сверхзвуковых
ПТУР "Штурм-В"
или
управляемые
ракеты
ближнего
воздушного
боя Р-60, блоки
УБ-32-57 или УБ-20-57 с
неуправляемыми
авиационными
ракетами С-5
(32*57 мм или 20*57) или
блоки с НАР
С-8 (80мм) или с
НАР калибра
240 мм,
пушечный
контейнер
УПК-23-250 с
пушкой ГШ-23,
контейнеры
с
пулеметами
или
гранатометами,
до 1500 кг бомб.
Вертолет
оснащен
оптико-электронной
обзорно-прицельной
системой,
приемником
предупреждения
о
радиолокационном
облучении,
системой
инфракрасных
помех "Липа"
и системой
опознавания
госпринадлежности.
На
вертолете
установлено
пилотажно-навигационное
оборудование,
состоящее
из системы
автоматического
управления
САУ-24-1 с
автопилотом
ВУ-АП-1 для
автоматической
стабилизации
машины по
курсу, крену
и тангажу,
высоте и
скорости.
Также
имеются
автоматические
радиокомпасы
АРК-15М и АРК-У2,
доплеровский
измеритель
скорости и
угла сноса
ДИСС-15Д,
радиовысотомер
РВ-5,
курсовая
система "Гребень-1",
УКВ-радиостанция
Р-863,
самолетное
переговорное
устройство
СПУ-8,
речевой
информатор
РИ-65 и
бортовой
регистратор
полетных
данных
САРПП-12. На
вертолетах
Ми-24 в 1975 и 1978
годах был
установлен
ряд мировых
рекордов. В
вооруженных
силах
России
вертолеты
Ми-24
постепенно
заменяются
на более
современные
машины Ка-50,
Ми-28
и Ка-52. Модификации
вертолета:
Ми-24
- кабина "верандой",
вооружение:
в носу -
подвижная
пулеметная
установка HУВ-1
c пулеметом
А-12,7, блоки HУРС
C-5 и 4 ПТУР 9М17
противотанкового
комплекса "Фаланга-М"
(внешне - это
такие
маленькие, с
довольно
большим для
такой
ракеты
крылом).
Опытные
машины.
Ми-24А
-
практически
то же самое (немного
удлиннена
кабина),
только в
серии.
Построено
около 250
машин.
Часть
выпущена в
учебном
варианте Ми-24У.
От боевого
он
отличался
отсутствием
носового
пулемета,
вместо
которого в
передней
кабине
летчика-инструктора
были
установлены
полноценное
пилотажно-навигационное
оборудование
и
стандартные
рычаги
управления.
Ми-24Б -
аналог Ми-24А,
кроме
вооружения -
в носу
стояла
подвижная
пулеметная
установка
УСПУ-24 с
высокотемпным
пулеметом
ЯКБ-12,7. В серию
не пошел из-за
неудовлетворительного
обзора из
кабины.
Ми-24В -
раздельные
кабины,
пулемет ЯКБ-12,7
и
противотанковый
комплекс "Штурм-В".
Однако из-за
неготовности
комплекса,
под который
изначально
создавался
Ми-24, в серию
пошел с
комплексом
"Фаланга-М"
под
названием Ми-24Д
(с 1973 г. Всего
до 1977 г.
построили
около 350
таких машин).
Часть машин
выпущена в
варианте Ми-24ДУ,
с кабиной
инструктора
вместо
оператора). Hа
экспорт Ми-24Д
поставлялся
под
обозначением
Ми-25.
Собственно
Ми-24В (в том
варианте, в
котором он
был задуман
т.е. с
комплексом
"Штурм-В": до
8 ракет в
длинных
цилиндрических
контейнерах)
пошел в
серию c 1976 года
(построено
около 1000
машин, на
экспорт шел
под
обозначением
Ми-35).
Ми-24РХР -
вариант (на
основе Ми-24Д)
радиохимической
разведки с
концевыми
крыльевыми
узлами для
размещения
средств
радиационной
/ химической
/
бактериологической
разведки и
со снятыми
оптико-прицельной
и
радиокомандной
системами в
носовых
обтекателях.
Ми-24П -
аналог Ми-24В,
но с
неподвижно
установленной
с правого
борта
двухствольной
пушкой ГШ-30 (два
длинных
ствола с
коническими
насадками
на концах).
Пулемет и
его
прицельный
комплекс
сняты,
поскольку
прицеливание
осуществлялось
самим
вертолетом.
В серии с 1981
года,
построено 620
машин.
Ми-24ВП - то
же, что и Ми-24В,
но с
подвижной
установкой HППУ-23
с
двухствольной
пушкой ГШ-23Л
вместо
пулемета
ЯКБ-12,7. В серии
был с 1989 года.
Ми-24БМТ -
минный
тральщик на
базе Ми-24А.
Снято все
вооружение,
броня и
крыло.
Установлено
траловое
устройство
и доп.
топливный
бак. Сделан
в
единственном
экземпляре
(1974 год), в
серии не был.
Ми-24Р -
разведчик
химической
и
радиационной
обстановки
на базе Ми-24В.
Оснащен
контейнерами
со
спецоборудованием
на
подкрыльевых
пилонах и
дистанционно
управляемым
экскаватором
для взятия
проб грунта.
Ми-24К -
разведывательно-корректировочный
вертолет
для
сухопутных
войск (также
на базе Ми-24В).
Построено
примерно по
полторы
сотни Ми-24Р и
Ми-24К.
А-10 -
специально
обегченный
бескрылый
вариант Ми-24А
для
рекордных
полетов (1975
год). В
единственном
экземпляре.
Ми-24ПС -
милицейский
патрульно-спасательный
вертолет.
Известно
два
варианта.
Один - на
базе Ми-24П и
вооружен 30-мм
неподвижной
пушкой ГШ-30К.
Оснащен
системой
спутниковой
связи и
комплексом
связи,
применяемым
российским
спецназом.
Установлена
поисковая
фара ФПП-7,
громкоговорители
и
гиростабилизированный
оптический
комплекс.
Кроме того,
в носовой
части
фюзеляжа
установлен
метеолокатор.
В грузовой
кабине
может
транспортироваться
штурмовая
группа из
шести
человек. Для
облегчения
десантирования
на фюзеляже
вертолета
установлены
поручни,
захваты и
зацепы (одновременно
по канатам
могут
опускаться
на землю
четыре
человека), а
также
бортовая
лебедка ЛПГ-4.
Второй Ми-24ПС
не оснащен
метеолокатором
и пулеметно-пушечным
вооружением.
Крыло
меньшего
размаха, под
которым на
пилонах
крепятся
два
подвесных
топливных
бака. В
носовой
части
фюзеляжа
машины в
подвижном
шарообразном
контейнере
установлен
тепловизор,
служащий
для поиска
объектов
ночью.
Имеются
мощные
громкоговорители.
Ми-24ВМ -
проект
модернизации
существующих
Ми-24ВП с
новым РЭО,
комплексом
вооружения
"Атака-В" +
возможностью
подвески
ракет
класса "воздух-воздух"
комплекса "Игла-В",
рулевым
винтом по
типу Ми-28 и
рядом
доработок
по планеру.
Ми-24Л -
вариант с
отрицательным
поперечным V
крыла, на
концах
которого
расположены
пилоны для
подвески
ракет, и с
размещением
(на
вертолетах
позднего
выпуска)
рулевого
винта слева
по борту (вместо
прежнего
правого
размещения).
Ми-25 -
экспортный
вариант
вертолета
Ми-24Д.
Ми-35 -
экспортный
вариант Ми-24В.
Ми-35П -
экспортный
вариант Ми-24Д. Основные
тактико-технические
характеристики
Ми-24Д: Год
принятия на
вооружение (Ми-24Д)
– 1973 Вооружение:
1 х 12.7-мм
пулемет или
1 х12.7-мм
четырехствольный
пулемет ЯкБ-12.7
или 23-мм
двухствольная
пушка ГШ-23Л
или 30-мм
пушка ГШ-30.
Боевая
нагрузка -
до 2400 кг на 6
узлах
подвески:
4 ПУ УВ-32-57 32х55-мм
НУР С-5 или 2 ПУ
УБ-20-8 20х80-мм С-8
НУР, и
4 ПТУР М-17П
Скорпион.
или
12 ПТУР
Штурм-В или
УР "воздух-воздух"
Р-60, или
ПУ УВ-20-57 20х55-мм
НУР С-5 или 240-мм
НУР, или
контейнеры
УПК-23-250 с 23-мм
пушкой ГШ-23Л
и 250
патронами,
контейнеры
с
пулеметами
или 30-мм
гранатометами,
или 1500 кг бомб
малого
калибра в
том числе
кластерные,
напалмовые,
дымовые.
Возможно
установка
поставщика
мин ПФМ-1. К вертолетам; на главную. |
|||||||||
Разработчик сайта: Александр Смирнов. 2003 год. E-mail: sasha-flyer@yandex.ru |