|
Мир авиации |
|
||||||||
www.world-of-avia.narod.ru |
||||||||||
:::Разделы::: |
:::Современные самолеты::: |
|||||||||
|
ОКБ
им. Микояна МиГ-19 МиГ-19 - первый в мире серийный сверхзвуковой истребитель. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным крылом большого удлинения и стреловидности. Фюзеляж круглого в носовой и овального в задней части сечения.
МиГ-19
начал серийно выпускаться п 1955 г. и стал
одним из основных самолётов советских
ВВС и авиации войск ПВО. В России
построено 2069 самолетов, 103 — в
Чехословакии и большое количество в
Китае.
МиГ-19
различных модификаций широко
поставлялся в зарубежные страны -Афганистан,
Болгарию, Венгрию. Германию, Индонезию,
Ирак, КНДР, КНР. Кубу, Польшу, Румынию,
Чехословакию (в ряде этих стран
находится в эксплуатации по настоящее
время).
В
истории авиации есть немало машин,
получивших широкую известность. К ним
относятся и серийные самолеты, к
примеру, истребитель И-16, сражавшийся в
небе Халхик-Гола, Испании, Китая и с
честью выдержавший самый трудный,
начальный период Великой
Отечественной войны, и уникальные
машины, намного опередившие свое время
подобно четырехмоторному
бомбардировщику “Илья Муромец”, и
некоторые экзотичные летательные
аппараты вроде триплана КОМТА. О таких
машинах много писали, и популярны они
не только среди специалистов. В этом
отношении нашему первому
сверхзвуковому истребителю МиГ-19 как-то
“не повезло”. Появившись в промежутке
между такими этапными машинами, как МиГ-15
и МиГ-21,
“девятнадцатый” оказался в тени славы
выдающихся собратьев. А жаль — ведь
именно с него начался новый период
развития советских истребителей.
Да,
МиГ-19 был одновременно первым и
последним. Первым отечественным
серийным сверхзвуковым истребителем и
последней микояновской машиной со
стреловидным крылом. После появления
первой “стрелки”, созданной в ОКБ А. И.
Микояна — МиГ-15,
в небо поднялась его
усовершенствованная модификация МиГ-17,
отличавшаяся удлиненным фюзеляжем и
крылом увеличенной на 10°
стреловидности. Поначалу эту машину
так и называли — стрела 45°.
В 1951
году последовала экспериментальная
двухдвигательная модификация МиГ-17 —
СМ-1, созданная исключительно для
отработки в летных условиях новых,
компактных авиадвигателей АМ-5
конструкции А. Микулина, именно ими
вскоре оснастили всепогодные
барражирующие перехватчики Як-25.
Полеты
СМ-1 показали, что машина перспективная,
поэтому ОКБ создан новый вариант — СМ-2
— со стреловидностью крыла уже 55°.
Летные
испытания СМ-2, начавшиеся 27 мая 1952 года,
завершились далеко не скоро. Не сразу
машина вышла “на сверхзвук”,
поскольку тяги двух двигателей АМ-5
оказалось маловато. Потом выяснилось,
что стабилизатор, установленный в
верхней части киля, на больших
скоростях действует недостаточно
эффективно. Положение изменилось к
лучшему после того, как стабилизатор
перенесли на фюзеляж.
Появление
более мощных двигателей АМ-9 и РД-9Б,
оснащенных форсажной камерой,
заставило конструкторов основательно
переделать хвостовую часть машины, и 5
января 1954 года летчик-испытатель Г. А.
Седов поднял в воздух самолет СМ-9.
Испытания его прошли успешно, и вскоре
эта машина пошла в серийное
производство под обозначением МиГ-19. Он
оказался отменным боевым самолетом. Не
уступая по летным данным американскому
истребителю Норт-Америкен Ф-100
“Супер Сейбр”, “девятнадцатый”
превосходил его в скорости более чем на
100 км/ч, обладал лучшей маневренностью.
Естественно,
все это далось авиаконструкторам
далеко не сразу. К примеру, в ходе
испытаний МиГ-19 обнаружилось, что на
сверхзвуковых скоростях заметно
ухудшается управление самолетом.
Оказалось, что причиной тому была
традиционная схема горизонтального
оперения, обычно состоявшего из двух
частей — неподвижного стабилизатора и
расположенного за ним руля,
отклоняющегося вверх и вниз. Как только
истребитель превышал скорость звука,
такой руль практически переставал
создавать аэродинамическую силу,
поднимавшую или опускавшую хвост
самолета. Выход был один — отказаться
от привычной схемы, поручив роль руля
всему стабилизатору. И МиГ-19 на
сверхзвуке стал послушен воле пилота.
Зато... сразу ухудшилось управление
машиной на дозвуковых скоростях —
истребитель стал слишком чутко
реагировать на любое отклонение
стабилизатора и для небольшого даже
изменения траектории летчику
приходилось делать чуть ли не
микроскопические движения ручкой
управления. Но ведь в полете, тем более
боевом, пилот должен вести машину почти
рефлекторно, особенно не раздумывая,
как следует действовать рулями на
данной скорости.
Выход
из положения отыскал А. Минаев,
впоследствии видный авиационный
деятель и историк авиации. По его
предложению была создана
автоматическая система, учитывавшая
изменения скорости и высоты полета и в
зависимости от этого менявшая угол
отклонения стабилизатора. Так появился
МиГ-19С, положивший начало
многочисленному семейству серийных и
опытных истребителей.
Представителем
его был и всепогодный перехватчик МиГ-19П,
оснащенный радиолокационной станцией,
позволявшей обнаруживать воздушные
цели на значительном расстоянии и в
любую погоду, а затем наводить на них
ракеты класса “воздух — воздух”. Для
того чтобы установить на сравнительно
небольшом истребителе радиолокатор,
инженерам пришлось удлинить носовую
часть, придав ей иные обводы. Другой
особенностью МиГ-19П было то, что вместо
крыльевых установок пушек на нем
имелись пусковые для ракет. Следом за
МиГ-19П появился опытный СМ-10,
оснащенный системой дозаправки
топливом в воздухе, и СМ-20. Последний
самолет облетывал знаменитый ас,
дважды Герой Советского Союза Амет-Хан
Султан, ставший в послевоенные годы
летчиком-испытателем. Эта модификация
“девятнадцатого” могла стыковаться в
полете с тяжелым бомбардировщиком. В
этом случае истребитель, “экономя”
собственное топливо, мог совершать
полеты на значительную дальность.
Новый
шаг к большим скоростям конструкторам
удалось сделать на самолетах типа СМ-12,
оснащенных воздухозаборником с острой
“губой” — так техники прозвали кромку
входного отверстия. Именно на CM-12
летчики-испытатели достигли скорости
1720 км/ч и высоты 17 тыс. м.
Заслуживают
внимания и работы по оснащению МиГ-19
ускорителями. Так, под фюзеляжем
высотного перехватчика СМ-50 установили
дополнительный жидкостно-реактивный
двигатель конструкции А. М. Исаева, с
помощью которого пилотам удалось
развить скорость 1800 км/ч и подняться на
24 тыс. м.
Специально
для безаэродромного старта был создан
самолет СМ-30, взлетавший с рампы,
которую обычный тягач мог доставить в
любую точку. При взлете тяга двигателей
истребителя умножалась тягой
порохового ускорителя, сбрасываемого
после того, как самолет оказывался в
воздухе. Одиннадцать раз летчик-испытатель.
Герой Советского Союза Г. М. Шиянов
столь необычным способом поднимал СМ-30
в небо.
Создание
ряда модификаций истребителя МиГ-19
было бы невозможно без
самоотверженного труда
авиаконструкторов, летчиков-испытателей,
инженеров, техников. Для них же работа
над “девятнадцатым” стала
своеобразным университетом, курс
которого позволил перейти к
прославленному истребителю МиГ-21 с
треугольным крылом, который развивал
скорость, почти вдвое превосходящую
скорость звука. Разновидности
модели МиГ-19: МиГ-19
— модель на основе опытного самолета И-360
(СМ-2) с двумя ТРДФ АМ-9Б (2х2600 кгс без ФК и
2х3250 кгс на форсажном режиме) и крылом
стреловидностыо 5,5 град (по 1/4 хорд).
Поступил на вооружение в марте 1955 года. МиГ-19С
— серийная базовая модель на основе
МиГ-19, оснащена цельноповоротным
стабилизатором. Достигнута рекордная
скороподъемность 180 м/с и максимальная
скорость, соответствующая М-1,462. МиГ-19П
— истребитель-перехватчик для борьбы с
бомбардировщиками противника в плохих
погодных условиях и ночью, оснащенный
радиоприцелом РП-1 "Изумруд" (дальность
обнаружения цели ЭПР 16 кв.м— 12км,
дальность сопровождения — 2 км). МиГ-19ПМ
— перехватчик-ракетоносец. Пушечное
вооружение отсутствовало. Оснащался
четырьмя ракетами с радиокомандной
системой наведения и РПС "Изумруд".
МиГ-19СВ
— высотный дневной перехватчик —
максимально облегченный вариант
самолета МиГ-19С. Его вооружение
составляла одна пушка HP-30. В декабре 1956
г. на нем был достигнут потолок высоты
20740 м. На
базе истребителя МиГ-19 было построено
значительное число опытных самолетов (МиГ-19ПМ,
МиГ-19ПМУ, СМ-10, СМ-20, СМ-ЗО, МиГ-19СУ и
другие) для отработки новых систем
вооружения, бортового оборудования,
двигателей, дозаправки в воздухе и
старта с катапульты. Вооружение:
МиГ-19С - три пушки HP-30 (30 мм, 210 патронов каждая), МиГ-19П - три пушки HP-30 (30 мм, 140 патронов каждая), МиГ-19ПМ - четыре УР К-5 (???) с радиокомандной системой наведения и РЛС "Изумруд". |
|||||||||
Разработчик сайта: Александр Смирнов. 2003 год. E-mail: sasha-flyer@yandex.ru |