|
Мир авиации |
|
||||||||
www.world-of-avia.narod.ru |
||||||||||
:::Разделы::: |
:::Современные самолеты::: |
|||||||||
|
ОКБ
им. Микояна
МиГ-23 История создания самолета МиГ-23 берет начало в первой половине 60-х годов, когда ОКБ А.И.Микояна приступило к разработке истребителя для замены МиГ-21. Для улучшения взлетно-посадочных характеристик самолета на новом истребителе было решено установить крыло с изменяемой геометрией (консоли изменяют угол в пределах 16-72 градуса). Первый полет опытный МиГ совершил 26 мая 1967 года, а первый серийный МиГ-23С поднялся в воздух в мае 1969 года.
Серийное
производство
нового
истребителя
велось на
московском
заводе "Знамя
Труда".
Необходимость
дальнейшего
совершенствования
бортового
радиоэлектронного
оборудования
и
вооружения,
а также
улучшение
маневренных
характеристик
потребовало
коренного
улучшения
самолета.
Модернизированный
МиГ-23М
оснащался
новым
двигателем,
оборудованием,
подвесным
подфюзеляжным
топливным
баком и
крылом с
увеличенной
площадью и
улучшенной
аэродинамикой.
Требования
дальнейшего
увеличения
маневренности,
вызванные
появлением
в США
истребителей
четвертого
поколения,
привели к
созданию в 1974
году
облегченного
истребителя
МиГ-23 МЛ.
Самолет
получил
усовершенствованное
оборудование,
более
мощный
двигатель.
Были
внесены
изменения в
конструкцию
планера
укорочен
форкиль и
фюзеляж.
Самолет
серийно
выпускался,
для
советских
ВВС с 1976 по 1981 гг.,
а на экспорт
до 1985 года. На
базе МиГ-23МЛ
был создан
перехватчик
ПВО МиГ-23П с
другим
комплектом
оборудования.
В
конце 70-х
годов
началось
производство
последней и
самой
совершенной
модификации
МиГ-23МЛД.
Доработки
касались в
первую
очередь
конструкции
фюзеляжа и
были
призваны
улучшить
характеристики
устойчивости
самолета на
больших
углах атаки.
Истребитель
оснащался
усовершенствованной
РЛС,
способной
сопровождать
до 6 целей
одновременно.
Для защиты
от
переносных
зенитно-ракетных
комплексов
на
неподвижных
частях
крыла
установили
блоки
контейнеры
с
инфракрасными
ловушками.
Истребитель
МиГ-23МЛД
широко
применялся
в
Афганистане,
где помимо
задач
обороны от
возможных
действий
ВВС
Пакистана,
использовался
для
нанесения
ударов по
наземным
целям,
причем
потери от
огня
зенитных
средств
были
минимальные:
благодаря
высокой
тяговооруженности
МиГ-23 резко
набирал
высоту и
быстро
выходил из
зоны
поражения.
Несколько
сот Миг-23С до
сих пор
служат в
вооруженных
силах
России,
заменяя Су-9,
Су-11
и Як-28П.
Ракеты,
укреплены
на среднем
пилоне,
пилонах под
воздухозаборниками
и
основаниями
крыльев. Для
зарубежных
заказчиков
производилась
упрощенная
модификация
Миг-23 с такой
же
высокоскоростной
конструкцией
планера и
системами
Миг-23С, но без
радара.
Третья
модификация
-
двухместный
тандем Миг-23У,
используемый
в учебных
целях. В
состав
оборудования
входят :
Самолеты
МиГ-23
поздних
серий
оснащены
контейнерами
с ИК ложными
целями (расположены
над
неподвижной
частью
крыла) . Разновидности
истребителя
МиГ-23: МиГ-23С
первый
серийный
истребитель
модели МиГ-23.
Первый
полет
самолет
совершил 21
мая 1969 г.
Оснащение:
ТРДФ Р-27Ф-300,
РЛС РП-22,
теплопеленгатор,
радиокомпас
АРК-10 и
аппаратура
приводной
системы АСП-ПФ. Выпускался
в 19691970 гг. в г.
Москве на
ММЗ "Знамя
труда" (в
настоящее
время МНПО
им.
Дементьева). МиГ-23УБ
учебно-боевой
самолет "Спарка".
Выпускался
в 19701978 гг. в
Иркутске. МиГ-23М
самолет с
крылом
увеличенной
площади и
усовершенствованной
аэродинамикой.
Вооружение
истребителя,
имевшего
усовершенствованную
РЛС "Сапфир-23Д",
позволяло
сопровождать
цели на фоне
земли,
теплопеленгатор
ТП-23 и
оптический
коллиматорный
прицел АСП-23Д
позволили
применять
УР средней
дальности Р-23Р
(радиолокационная
полуактивная
система
наведения) и
Р-23Т (И К
самонаведение),
а также УР с
ИК
самонаведением
малой
дальности К-13М. МиГ-23МС
и МиГ-23М с
упрощенной
бортовой
радиоэлектроникой
и
вооружением
в 1973 году
предназначались
для
поставок на
экспорт. МиГ-23М
и МиГ-23МФ
второй
экспортный
вариант
самолета (1977 г.)
имел более
мощную РЛС. МиГ-23МЛ
начал
выпускаться
с 1974 г. Самолет
имел
усовершенствованную
автоматическую
систему
управления,
РЛС "Сапфир-23МЛ",
теплопеленгатор
ТП-23М,
систему
опознавания
"свойчужой"
СРО-2М и
индикатор
на лобовом
стекле ИЛС
АСП-17МЛ. МиГ-23П
облегченный
перехватчик
для войск
ПВО,
способный
вести
борьбу с
низколетящими
целями.
Начал
выпускаться
с 1977 года. МиГ-23МЛД
наиболее
совершенная
модификация
в семействе
МиГ-23.
Самолет
имел
оптимальную
компоновку,
обеспечивающую
существенное
улучшение
маневренности
при
минимальной
модификации
планера. РЛС
истребителя
способна
обнаруживать
и
сопровождать
до шести
воздушных
целей. Для
защиты на
малых
высотах от
ПЗРК и УР с
ИК
системами
самонаведения
на
неподвижных
частях
крыла
установили
блоки
контейнеров
с ИК
ловушками.
Вооружение:
УР Р-24Р, Р-24Т, а в
дальнейшем
устанавливались
высокоманевренные
ракеты
ближнего
боя Р-73 с ИК
системой
самонаведения. Характеристики
базовой
модели МиГ-23МЛ Размах
крыла - 7,8 / 14,0 м. Вооружение:
пушка
ГШ-23Л (23 мм, 3200
выстр./мин.
боекомплект
260 патронов),
УР средней
дальности Р-23Р
и Р-24Р с
радиолокационной
полуактивной
системой
наведения, а
также Р-23Т и Р-24Т
с ТГС на
двух
подкрыльевых
узлах
внешней
подвески и
до четырех
УР ближнего
боя Р-60 и Р-60М
на двух
подфюзеляжных
узлах. Для
поражения
наземных
целей
применяются
УР Х-23 с
наведением
по лучу, НАР
и
свободнопадающие
бомбы общей
массой до 2000
кг. ОКБ
им. Микояна
МиГ-23Б
МиГ-23Б
-
модификация
фронтового
истребителя
МиГ-23. По
сравнению с
исходным
самолетом
улучшен
обзор
вперед-вниз,
введено
бронирование
(в частности,
установлены
накладные
бронелисты
в районе
кабины
летчика) и
ударное
вооружение.
Для
улучшения
проходимости
по
грунтовым
аэродромам
увеличен
размер
колес шасси.
Создан на
базе
фронтового
истребителя
МиГ-23.
Предназначен
для
нанесения
ударов по
неподвижным
наземным
целям в тылу
противника
в светлое
время суток,
а также для
штурмовых
действий
при помощи
пушек, НАР и
свободнопадающих
бомб.
Проектирование
МиГ-23Б
начато в 1969 г.
Первый
полет
состоялся 20
августа. 1970 г. (летчик
- испытатель
П. М.
Остапенко),
серийный
выпуск
начат в 1971 г.,
построено 24
самолета.
МиГ-23БН -
развитие
самолета
МиГ-23Б с
крылом
истребителя
МиГ-23М и
новым ТРДФ.
МиГ-23Б
различных
модификаций
строились
на ММЗ "Знамя
труда", а
также
переоборудовались
на
ремзаводах
из ранее
построенных
истребителей
МиГ-23. Широко
применялись
в боевых
действиях в
Анголе,
Ливане (1982 г.), а
также в ходе
Ирано -
иракской
войны. В 1973 г.
на базе МиГ-23Б
был создан и
принят на
вооружение
фронтовой
истребитель
МиГ-27.
МиГ-23БН
оснащен
лазерным
дальномером
"Фон",
прицельной
системой "Сокол-23С",
навигационной
системой КН-23,
станцией
наведения
УР класса
воздух -
поверхность
"Дельта-Н"
или "Дельта-НГ",
оптическим
прицелом
АСП-17Б,
бомбардировочным
прицелом
РБК-З,
аппаратурой
радионавигационной
системы
РСБН-6С,
системой
автоматического
управления
САУ-23Б,
радиовысотомером
РВ-5Р,
оптическим
визиром,
радиостанциями
Р-802Г, Р-832М и Р-855УМ,
системой
речевых
сообщений
РИ-65Б,
автоматическим
радиокомпасом
АРК-15М,
маркерным
приемником
МРП-56П (А-611),
доплеровским
измерителем
скорости и
сноса ДИСС-7,
бортовым
вычислителем
В-144,
самолетным
ответчиком
СОД-57М,
станцией
предупреждения
о
радиолокационном
облучении
СЗМ. МиГ-23БМ
оснащен
прицельно-навигационным
комплексом
ПрНК-23 и
лазерным
дальномером
"Клен". На
МиГ-23БК
аналоговый
вычислитель
ПрНК-23
заменен
цифровым,
обеспечивающим
более
широкие
возможности
по атаке со
сложных
видов
маневра,
может
подвешиваться
контейнер с
разведывательным
оборудованием.
Под
фюзеляжем
может
размещаться
контейнер с
системой
управления
противорадиолокационной
УР "Вьюга".
МиГ-23Б всех
модификаций
состояли на
вооружении
истребительно-бомбардировочной
авиации ВВС
СССР. МиГ-23БН
поставлялись
ВВС
Афганистана,
Алжира,
Анголы,
Болгарии,
Венгрии,
Египта,
Германии,
Ирака, Индии,
Кубы, Ливии,
Нигерии,
Чехословакии,
КНДР,
Эфиопии,
Южного
Йемена,
Сирии,
Судана.
Серийное
производство
прекращено
в конце 1970-х
годов. Модификации
самолета: МиГ-23Б
("32-24")
- серийный
истребитель-бомбардировщик
(1970 г.), Характеристики
базовой
модели МиГ-23Б:
Год
принятия на
вооружение -
1971 Вооружение:
23-мм
пушка ГШ-23Л (200
патронов).
Ракетное
вооружение
включает
четыре
блока НАР УБ-32А
с 32 ракетами
С-5 (51 мм) или
четыре
блока Б-8М (20
НАР С-8, 80 мм).
Под крылом
могут
подвешиваться
две УР Х-23,
управляемые
по лучу при
помощи
станции
наведения "Дельта-НГ"
(смонтирована
над левой
неподвижной
частью
крыла). Для
самообороны
применяются
ракеты
малой
дальности Р-ЗС
класса
воздух -
воздух с ТГС.
Для борьбы с
РЛС
подвешиваются
две УР Х-21 (МиГ-23БК).
Бомбовая
нагрузка 3000
кг. Может
брать на
борт до 18
бомб
калибром 50 - 100
кг, 8 -
калибром 250
кг или 4 -
калибром 500
кг. Возможна
подвеска
бомбовых
кассет РБК-250,
бетонобойных
боеприпасов
БетАБ-250 и
БетАБ-500,
бронебойных
бомб, баков
с напалмом.
Бомбы
небольшого
калибра
размещаются
на
многозамковых
балочных
держателях
МБДЗ-У6-68. Допускается подвеска под крылом двух пушечных контейнеров УПК-23-250 с 23-мм пушкой ГШ-23 (250 патронов). |
|||||||||
Разработчик сайта: Александр Смирнов. 2003 год. E-mail: sasha-flyer@yandex.ru |