|
Мир авиации |
|
||||||||
www.world-of-avia.narod.ru |
||||||||||
:::Разделы::: |
:::Секретные проекты в авиации::: |
|||||||||
|
ОКБ
им. Микояна
МиГ проект 1.42
Вплоть до
последнего
времени
российские
и
зарубежные
эксперты
задавались
вопросами:
что
представляет
собой
многофункциональный
истребитель
(МФИ),
известный
также как
проект 1.42? на
каком этапе
находится
данная
разработка?
Способен ли
Авиационный
научно-промышленный
комплекс “МиГ”
в принципе
поднять МФИ
в воздух?
Еще вчера
дать какие-то
определенные
ответы было
практически
невозможно -
проект 1.42
окружала
плотная
завеса
секретности.
Даже
внешний вид
нового
самолета
относился к
категории
особо
охраняемых
сведений.
Корреспондент
“НГ” стал
единственным
представителем
СМИ, кому
была
предоставлена
возможность
ознакомиться
с
прототипом
российского
истребителя
пятого
поколения в
версии АНПК
“МиГ”. 12
января 1999 г.
машину
показали
первому
вице-премьеру
Юрию
Маслюкову и
министру
обороны РФ
Игорю
Сергееву.
Необходимо
отметить:
создание
МФИ, в
полной мере
соответствующего
требованиям
войн ХХI
века, можно
по праву
отнести к
числу
выдающихся
достижений
российского
авиастроения
и
отечественной
научно-технической
мысли
последней
четверти
нынешнего
столетия.
Несмотря
на
экономический
и
финансовый
кризис,
Россия пока
что
продолжает
входить в
число
ведущих
авиационных
держав мира.
Усилиями
конструкторов
и инженеров
микояновского
ОКБ
разработан
истребитель,
по своим
тактико-техническим
характеристикам
не
уступающий,
а по ряду
показателей
даже
превосходящий
американский
F-22 “Рэптор” -
машины,
олицетворяющей
последние
технологические
успехи
военно-промышленного
комплекса
Соединенных
Штатов.
Немного об
истории
создания
МФИ. В ответ
на
развертывание
в
Соединенных
Штатах в
начале 1980-х гг.
НИОКР по
программе ATF
(Advanced Tactical Fighter) в
качестве
ответной
меры в 1986 г.
принимается
закрытое
совместное
постановление
ЦК КПСС и
Совета
Министров
СССР,
предусматривающее
начало
работ по
созданию
истребителя
пятого
поколения.
Определение
концепции и
облика
новой
боевой
машины
взяли на
себя
ведущие
научно-исследовательские
организации
Министерства
авиационной
промышленности
и Военно-Воздушных
сил при
участии
крупнейших
конструкторских
бюро,
занимающихся
проектированием
военной
авиатехники.
Это
позволило
сформулировать
четкое
тактико-техническое
задание на
перспективный
истребитель.
Несколько
лет спустя
микояновское
КБ
представило
заказывающему
управлению
ВВС
эскизный
проект МФИ,
который
прошел
успешную
защиту
перед
государственной
комиссией.
Одновременно,
будучи
уверенными
в
правильности
выбранного
пути и
обоснованности
предлагаемых
решений,
микояновцы
разработали
необходимую
техническую
документацию
на самолет,
используя
систему
автоматизированного
проектирования.
В 1989 г. был
выпущен
полный
комплект
рабочих
чертежей,
после чего
начались
изготовление
и сборка
первого
самолета на
базе
опытного
завода АНПК
“МиГ”.
Руководителями
работ по
созданию
МФИ
являлись
генеральный
конструктор
Ростислав
Беляков,
главный
конструктор
Григорий
Седов, а на
заключительном
этапе -
главный
конструктор
Юрий
Воротников.
В начале 1994 г.
МФИ был
доставлен в
Жуковский. В
декабре
того же года
МФИ,
управляемый
летчиком-испытателем
Романом
Таскаевым,
совершил
скоростную
рулежку по
взлетно-посадочной
полосе
летно-исследовательского
центра в
Жуковском с
отрывом
передней
стойки
шасси.
Однако
ввиду
отсутствия
финансовых
средств
дальнейшие
работы по
проекту 1.42
были
заморожены.
Не помогли
даже
многочисленные
обращения
во
всевозможные
инстанции.
МФИ - это
тяжелый
одноместный
истребитель,
выполненный
по
аэродинамической
схеме “утка”
с
цельноповоротным
передним
горизонтальным
оперением (ПГО),
среднерасположенным
треугольным
крылом и V-образным
хвостовым
оперением. В
нашей
стране
такая
аэродинамическая
схема при
проектировании
реактивных
машин
реализована
впервые.
Самолет
обладает
улучшенными
взлетно-посадочными
характеристиками.
Силовая
установка
состоит из
двух
двигателей
АЛ-41Ф с
управляемым
вектором
тяги,
обеспечивающих
сверхманевренность
машины в
воздушном
бою во всем
диапазоне
скоростей и
длительный
крейсерский
полет на
сверхзвуковых
скоростях
на
бесфорсажном
режиме
работы. Скорее
всего,
расчетная
максимальная
скорость
полета
соответствует
числу М=2,6.
Воздухозаборники
двигателя -
регулируемые,
с S-образными
каналами
для
экранирования
компрессоров
двигателей
и радиопоглощающей
облицовкой.
В
конструкции
фюзеляжа,
крыльев и
ПГО широко
использованы
композиционные
материалы
на основе
углепластика
и полимеров.
Машина
спроектирована
с учетом
требований
технологии
“стелс”, о чем
свидетельствует
внешний вид
МФИ с
характерно
выраженными
малоотражающими
формами.
Применение
радиопоглощающих
покрытий,
экранирование
радиолокационно-контрастных
элементов
конструкции,
низкая
тепловая
заметность,
размещение
ракетного
вооружения
во
внутрифюзеляжных
отсеках
позволили
достигнуть
практически
тех же
значений
эффективной
площади
рассеивания,
что и у F-22.
Бортовая
импульсно-доплеровская
РЛС пятого
поколения с
фазированной
антенной
решеткой и
электронным
сканированием
диаграммы направленности
позволяет
эффективно
вести
дальний
воздушный
бой вне
визуальной
связи с
противником
и атаковать
свыше 20
воздушных
целей
одновременно.
Специально
для МФИ
разработаны
управляемые
ракеты
большой
дальности
класса “воздух-воздух”
и “воздух-поверхность”
пятого
поколения,
реализующие
принцип “пустил-забыл”.
Вместе с тем
сохраняется
встроенная
30-мм пушка.
Кроме того,
на внешних
узлах
подвески
истребитель
может нести
любые виды
ракетно-бомбового
вооружения,
используемого
самолетами
ВВС РФ. На
фоне столь
впечатляющих
достижений
нынешнее
положение
разработчика
МФИ
выглядит
печальным.
АНПК не
имеет
статуса
юридического
лица и
является
всего лишь
одним из
многочисленных
филиалов
МАПО “МиГ”.
Зарплата
сотрудникам
ОКБ
выплачивается
с большой
задержкой. А
ведь во всем
мире
конструкторские
бюро,
разработчики
стоят во
главе
внутрифирменной
кооперации.
В
результате
шло
постепенное
удушение
одного из
ведущих
конструкторских
бюро страны.
После
назначения
генеральным
директором
МАПО
Григория
Немова и
генеральным
конструктором
АНПК “МиГ”
Михаила
Коржуева
ситуация
стала
меняться к
лучшему.
Один лишь
предложенный
АНПК “МиГ”
проект
модернизации
современного
самолетного
парка ВВС
стран
Центральной
и Восточной
Европы
принесет
России 250-300 млн.
долл. При
минимальной
господдержке
АНПК “МиГ”
только за
счет
внешних
заказов
может
ежегодно
получать по
100 млн. долл.
Судьба МФИ
обещает
быть
трудной.
Нынешние
экономические
реалии
таковы, что
в обозримом
будущем
едва ли
будет
возможным
развернуть
его
серийное
производство
в интересах
ВВС РФ. Ведь
ориентировочная
стоимость
нового
истребителя
составит
около 70 млн.
долл. В то же
время
неразумно
окончательно
закрывать
проект 1.42. Как
представляется,
Россия
могла бы
принять
предложение
Китая о
кооперации
в проектных
работах по
МФИ с
последующими
экспортными
поставками
данных
самолетов
для нужд ВВС
этого
государства.
В
дальнейшем
не
исключена и
передача
соответствующих
технологий.
Потенциальный
инвестор
готов
финансировать
все
необходимые
работы. Дело
за малым -
требуется
политическое
решение
Кремля. Если,
конечно,
принцип
стратегического
партнерства
реализуется
не на словах,
а на деле. Выдержки
из
репортажа
НТВ об МФИ:
Сегодня
на
аэродроме в
Жуковском
впервые
показали
самолёт
будущего.
Характеристики
истребителя
пока
держатся в
секрете, но
кое-какие
цифры
известны:
скорость до
2700 км/ч, размах
крыльев
более 15 м,
длина
фюзеляжа - 20 м.
Самолёт
оснащён
двумя
двигателями
московского
КБ “Люлька-Сатурн”.
За 10 лет
удалось
создать
самолёт,
которому не
сможет
противостоять
даже группа
истребителей,
состоящих
на
вооружении
сейчас. У
него пока
нет ещё
имени и его
называют “проект
1.42” МФИ -
многофункциональный
фронтовой
истребитель.
За счёт
своих форм
истребитель
способен
выполнять в
воздушном
бою невиданные
доселе
фигуры
пилотажа.
Конструкторы
собираются
поставить
на самолёт
двигатели
пятого
поколения с
отклоняемым
вектором
тяги. Их
сопла
подвижны и
маневренность
возрастает
многократно.
Но этим преимущества нового самолёта не ограничиваются. Вот что сказал Генеральный директор МАПО “МиГ” Михаил Коржуев: “Это незаметность не только на дозвуковом, но и на сверхзвуковом режиме. Это принципиально другое размещение - в смысле заметности - вооружения: всё внутри. Это принципиально другие дальности. Это принципиально другая идеология и принципиально другой интеллект борта”. Коржуев уверен, что его истребитель будет гораздо незаметнее американских самолётов-“стэлс”, которые задолго до своего появления не были невидимками для советских ПВО. Российские авиаконструкторы учли ошибки американцев и добились большей незаметности за куда меньшую цену. Покрытие истребителя поглощает волны радаров, а его форма лучше подходит для полёта, чем у того же “стэлса”. Американский соперник того же МФИ - истребитель F-22 “Раптор” - стоит больше 100 млн. долл. “Проект 1.42” по словам конструкторов будет гораздо дешевле. Истребитель МФИ пока проходит наземные испытания. Первые отрывы от взлётной полосы и настоящие полёты должны начаться в феврале. Замечу только: это - данные 1999 года (это я сказал). |
|||||||||
Разработчик сайта: Александр Смирнов. 2003 год. E-mail: sasha-flyer@yandex.ru |