|
Мир авиации |
|||||||||
www.world-of-avia.narod.ru |
||||||||||
:::Разделы::: |
:::Современные самолеты::: |
|||||||||
|
ОКБ
им. Микояна МиГ-9 МиГ-9 одноместный истребитель-среднеплан с двумя ТРД осевого типа, установленными в фюзеляже рядом под крылом и кабиной с выходом реактивных сопел под хвост фюзеляжа, т. е. схема реданная. Крыло прямое, тонкое, площадью 18,2 м2. Самолет имел еще два обозначения: И-300 и "Ф". Схема самолета была оригинальной и необычной для своего времени. Возникла она не сразу. В 1944-1945 гг. ТРД на первых истребителях устанавливались в фюзеляже или над фюзеляжем (например, Хейнкель 162), а если их было два, то в крыле (Глостер "Метеор") или же под крылом (Арадо 234, Ме-262 и др.), что сильно портило аэродинамику этих самолетов. У нас некоторые предлагали на первых порах скопировать Ме-262, чтобы, изучив его, идти дальше.
В этом духе и
делался в 1945 г. первоначальный проект в
ОКБ Микояна. Разработка зашла уже
довольно далеко, когда по инициативе А.
И. Микояна такая схема была отвергнута
и весь проект стал делаться заново, с
установкой в фюзеляже двух трофейных
двигателей БМВ-003 (стоявших на первых
опытных И-300), а потом РД-20. Один
двигатель вдвое большей мощности был
бы лучше, но его тогда еще не было.
Трудности были тут очень большие из-за
крайней тесноты размещения двигателей
и сложности подхода к ним при условии
всемерного обжатия миделя фюзеляжа.
Однако это удалось преодолеть, крыло
осталось чистым, площадь его оказалась
возможным уменьшить, и вся компоновка
получилась очень компактной и
аэродинамичной. Самолет строился по
плану опытного строительства со сроком
предъявления на госиспытания 22 октября
1946 г. Этот срок был выдержан.
Конструкция
МиГ-9 цельнометаллическая, в основном
из дуралюмина с дополнительной защитой
нижней поверхности хвостовой части
фюзеляжа от горячих газов путем
установки слегка гофрированного листа
тонкой жароупорной стали (с просветом
около 15 мм). Были введены тормозные
щитки-закрылки, так как посадочная
скорость была значительной - 170 км/ч и
пробег достигал 1060 м. Площадь
горизонтального оперения-0,206 площади
крыла, а вертикального-0,147. На всех
серийных МиГ-9 был введен форкиль,
улучшивший жесткость конструкции
хвоста и путевую устойчивость самолета.
Кабина на последнем МиГ-9М -
герметическая, вентиляционного типа, а
сиденье - катапультируемое, на всех
остальных - обычная и без
катапультирования.
Вооружение:
одна пушка Н-37 (40 снарядов) и две НС-23 (160
снарядов) . На первом опытном МиГ-9
стояла пушка Н-57, но в серии ее не было.
Взлетная масса опытных экземпляров
была в общем около 5000 кг, а с подвесными
сбрасываемыми топливными баками -
около 5500 кг при использовании самолета
как истребителя сопровождения.
Дальность соответственно 800 и 1100 км при
продолжительности полета до 1 ч 45 мин,
время набора высоты 5000 м
соответственно 4,3 мин и 6,25 мин.
Название МиГ-9
появилось на смену первоначального И-300
после внедрения его в серию. И-301Т ({ФТ}) -учебно-тренировочный
двухместный вариант, построенный вслед
за основным для обучения и вывозки
летчиков на таком малознакомом
самолете в 1946 г. Это один из первых
самолетов, на котором в СССР
проводились летные испытания по
катапультированию летчика (из задней
кабины). Были два опытных экземпляра ФТ-1
и ФТ-2, отличающиеся формой фонаря
кабины.
Первый
экземпляр И-300 "Ф-1"
был выпущен к весне 1946 г. и первый его
полет был выполнен 24 апреля в один день
с Як-15, но на три часа раньше (летчик А. Н.
Гринчик). Шли доводки самолета, но 11
июля на 20-м полете Гринчик погиб,
показывая самолет М. В. Хруничеву и
другим руководителям. Понадобились
дальнейшие работы, и первый полет
второго самолета "Ф-3"
состоялся только 9 августа (летчик М. Л.
Галлай), а третьего "Ф-2"
- 11 августа (летчик Г. М. Шиянов). На Ф-2
были в основном проведены испытания. 18
августа 1946 г. на воздушном параде в
Тушино МиГ-9 уже демонстрировался (вместе
с Як-15). Эти первые экземпляры самолетов
серийного завода были переданы в ГК НИИ
ВВС в декабре 1946 г., а в мае 1947 г. туда
были переданы два опытных самолета "Ф-2"
и "Ф-3".
Серийные МиГ-9
"ФС"
с двигателями РД-20 (тяга 800 кгс) показали
качества, не более высокие, чем опытные
самолеты с БМВ-003. Была попытка
поставить двигатели ТР-1 А. М. Люлька (с
тягой 1350 кгс). Осенью 1947 г. был построен,
но в полете не испытывался такой
вариант - И-305 "ФЛ"
с ТР-1А. Двигатель еще не был доведен и
ломался при стендовых испытаниях. МиГ-9
{с бабочкой} - с устройством для отвода
дульных газов из поля воздухозаборника.
На ствол большой пушки была надета
коробка-гильза с отводящими патрубками
обтекаемого сечения, направленными
вверх и вниз. Часть дульных газов
выходила за пределы воздухозаборника.
Без этого бывало, что при выстреле из 37-мм
пушки двигатель глох. Этот самолет был
выпущен в 1948 г. на базе серийного МиГ-9 "ФФ",
когда МиГ-9 уже снимался с вооружения.
МиГ-9 "ФФ"
- тот же серийный, но с форсированными
двигателями, не отличавшийся внешне от "ФС"
с нефорсированными двигателями. МиГ-9
был наряду с Як-15 первым реактивным
истребителем, принятым на вооружение,
но применялся он недолго, будучи лишь
промежуточным типом с прямым крылом, и
вскоре сменился истребителем МиГ-15 со
стреловидным крылом. Модификации самолета МиГ-9Ф:
первоначальный серийный вариант с
двигателями РД-20. МиГ-9УТИ
(И-301Т): двухместный учебно-тренировочный
вариант. МиГ-9ФФ: вариант с двигателями
РД-20Ф с той же тягой, что и РД-20. Миг-9ФР:
модернизированный вариант с
герметичной кабиной, катапультируемым
креслом пилота, улучшенным вооружением
и новыми двигателями РД-21 тягой 9,8 кН (2205
фунтов). Тактико-технические
характеристики самолета: Год
принятия на вооружение — 1946 Вооружение:
одна 37-мм пушка НС-37 конструкции
Нудельмана в перегородке
воздухозаборника (40 снарядов) и две 23-мм
пушки НС-23 в носовой части фюзеляжа под
воздухозаборником (160 снарядов). |
|||||||||
Разработчик сайта: Александр Смирнов. 2003 год. E-mail: sasha-flyer@yandex.ru |