|
Мир авиации |
|||||||||
www.world-of-avia.narod.ru |
||||||||||
:::Разделы::: |
:::Поршневые самолеты::: |
|||||||||
|
De
Havilland D.H.98
Mosquito Несколько странно, но многие (если не большинство) английские боевые самолеты были зачаты не по заданию Министерства обороны, а в качестве частной инициативы фирм-разработчиков. Такой была судьба Спитфайра, эти же обстоятельства сопутствовали рождению другой легендарной машины Москито.
В октябре 1938
года De Havilland Co
начала
разработку
проекта
легкого
бомбардировщика
без
оборонительного
стрелкового
вооружения.
Представленный
через
некоторое
время
министерству
авиации,
этот проект,
однако, не
получил
положительной
оценки. Лишь
благодаря
горячей
поддержке
Уилфреда
Фримана (занимавшего
высокий
пост в
министерстве)
удалось
продолжить
работы, а
после
начала
войны и
получить
официальный
заказ на
скоростной
легкий
бомбардировщик
с бомбовой
нагрузкой 454
кг и
дальностью
2400 км. Работы
по этому
заданию
начались 29
декабря 1939
года.
Новый
проект
получил
фирменное
обозначение
DH.98; его
возглавил Р.
Бишоп.
Опираясь на
опыт,
приобретенный
при
создании DН.88
Comet другого
знаменитого
самолета
фирмы,
конструкторы
решили
старательно
вылизать
новую
машину,
максимально
использовать
дерево, а в
качестве
силовой
установки
применить
рядные
двигатели
Роллс-Ройс Мерлин
(из-за их
малого
миделя).
Кстати, этот
двигатель (один
из
выдающихся
в истории
авиации),
устанавливавшийся
на спитфайрах,
харрикейнах,
ланкастерах
и мустангах,
тоже был
создан по
частной
инициативе!
Выбрав в
качестве
основы
конструкции
планера
дерево,
проектировщики
убили сразу
двух зайцев:
получили
возможность
использовать
неквалифицированную
рабочую
силу, а
также
обеспечили
гладкую
наружную
поверхность,
столь
важную для
скоростной
машины. Кое-кто
считал и
продолжает
считать, что
конструкция
Москито
чуть ли не
спасла
авиационную
промышленность
от нехватки
металла, а
сам самолет
был якобы
абсолютно
застрахован
от любых
сложностей
с поставкой
материала.
Конечно,
такие
соображения
нельзя
принимать
всерьез: во-первых,
британская
промышленность
вполне
могла бы
обеспечить
дюралюминием
и Дэ
Хэвиллэнд;
а во-вторых,
дерево для Москито
приходилось
везти из
тропиков в
Англии-то
бальза не
растет!
В мае 1940 года,
после
эвакуации
английских
войск с
материка и
последующей
капитуляции
Франции,
стало не до
опытных
машин, и
проектирование
нового
самолета
прекратили,
к счастью,
ненадолго.
Уже очень
скоро
конструкторы
вновь
принялись
работать с
максимальным
напряжением.
Прошло
менее 11
месяцев, и 23
ноября 1940
года ярко-желтый
прототип,
управляемый
сыном
основателя
компании
Джеффри дэ
Хэвиллэндом-младшим,
ушел в
первый
полет. Когда
эта машина
демонстрировала
свои
возможности
военным,
последние
были
удивлены не
только
невероятной
скоростью (более
600 км/ч!), но и
тем, что
самолет
крутил
восходящие
бочки на
одном
двигателе!
Тематика
серии
ограничивает
историю Москито
рассказом
лишь о чистых
бомбардировщиках,
оставляя в
стороне
фоторазведчики,
ночные
истребители,
штурмовики (истребители-бомбардировщики),
палубные
самолеты и
вспомогательные
машины.
Тем не
менее
следует
отметить,
что
приоритет в
постановке
на
производство
и принятии
на
вооружение
остался за
разведчиками
первый
боевой
вылет Москито
PR.Mk.l состоялся
в сентябре 1941
года. В это
время
прототип
бамбардировочной
модификации
еще только
испытывался.
Приступив к
его
серийному
выпуску,
заводы
фирмы
первые 8
машин
перестроили
из
незаконченных
PR.Mk.l, Затем
началось
производство
большой
серии (290 штук)
слегка
модернизированных
самолетов:
мотогондолы
двигателей,
не
выступавшие
до этого за
заднюю
кромку, были
удлинены
для
улучшения
обтекаемости.
Эти машины
получили,
соответственно,
названия B.Mk.lV Series
1 и B.Mk.IV
Series II. При обкатке
обнаружилось,
что вес бомб
(454 кг)
лимитирован
не
грузоподъемностью,
а размерами
бомбоотсека,
и самолет
вполне
способен
нести
удвоенную
нагрузку.
Для Москито
создали 227-кг
бомбы со
специальным
укороченным
стабилизатором
после чего
машина
смогла
возить
четыре
таких
гостинца на
внутренней
подвеске.
Первые
бомбардировщики
попали в
боевую
часть
весной 1942
года в 105-ю
эскадрилью.
А 31 мая эти
машины
впервые понюхали
пороху:
после
первого тысячного
рейда
английских
бомбардировщиков
на Кельн
предыдущей
ночью
четверка четверок
нанесла по
городу
дневной
удар; одна
из них не
вернулась...
Стой поры Москито
стали
единственными
самолетами
Бомбардировочного
командования,
регулярно
действовавшими
днем над
территорией
Западной
Европы.
Вскоре
машина
получила
широкую
известность,
а вместе с
ней
патетическое
прозвище Деревянное
чудо и
ироничное Мечта
термита;
экипажи
предпочитали
более
краткую
кличку: Мосси...
Стремительный
Мосси
бомбардировщик
Москито B.Mk.IV
представлял
собой
двухмоторный
свободнонесущий
моноплан
преимущественно
деревянной
конструкции
с экипажем
из двух
человек.
Фюзеляж
цельнодеревянный
монокок, без
разъемов,
подкрепленный
между
крылом и
хвостовым
оперением
шпангоутами
и
лонжеронами.
Выклеивались
две (левая и
правая)
симметричные
половины,
соединявшиеся
после
монтажа
системы
управления.
Обшивка сандвич,
образованный
бальзовой
прослойкой,
обклеенной
с обеих
сторон
фанерой.
Направление
слоев
фанеры в
средней
части
преимущественно
вдоль
фюзеляжа (работа
на изгиб); в
хвостовой
частидиагональное
(на изгиб и
на кручение),
В передней
части
располагалась
кабина
экипажа (впереди
штурман-бомбардир,
за ним и
выше, со
смещением
влево
пилот).
Входной люк
в полу,
справа от
пилота,
открывался
наружу. До
сборки
фюзеляж
имел
большой
вырез снизу,
в который
вкладывалось
крыло; под
ним
размещался
бомбоотсек.
Крыло
среднерасположенное,
двухлонжеронное,
цельнодеревянное,
неразъемное.
Толстая
несущая
обшивка
изготовлена
по тому же
принципу,
что и у
фюзеляжа,
сверху
оклеена
полотном.
Между
двигателями
и фюзеляжем
в передней
кромке
располагались
радиаторы
масла и
системы
охлаждения
двигателей.
Закрылки и
элероны
металлический
каркас,
обтянутый
полотном.
Стабилизатор
и киль имели
деревянный
каркас с
фанерной
обшивкой.
Конструкция
рулей
высоты и
направления
такая же,
как у
элеронов.
Шасси
полностью
убирающееся,
включая
хвостовое
колесо.
Амортизация
основных и
хвостовой ног
резиновые
блоки
внутри
стоек,
работающие
на сжатие.
Уборка и
выпуск
шасси
гидросистемой,
колеса
основных
стоек имели
пневматические
тормоза
Бендикс.
Хвостовое
колесо
металлическое,
самоориентирующееся.
Двигатели (два)
рядные, V-образные
12-цилиндровые
Роллс-Ройс Мерлин
XXI с
жидкостным
охлаждением,
взлетной
мощностью 1280
л. с. Винты
трехлопастные,
изменяемого
шага, постоянных
оборотов,
флюгируемые
DH (Hamilton-Standard) Hydromatik.
Топливные
баки
размещались
между
лонжеронами
крыла вне
мотогондол
(2х155 л + 2х109 л),
между
мотогондолами
и фюзеляжем
(2х298 л + 2х355 л) и
внутри
фюзеляжа (2х309
л). Все баки
протектированные.
Под крылом
могли
крепиться
дополнительные
несбрасываемые
(227 л) баки-наплывы.
Бомбы
размещались
внутри
бомбоотсека.
Максимальная
нагрузка (неспециальных
вариантов)
составляла 4
бомбы по 113 кг
или 4
специальные
(укороченный
стабилизатор)
бомбы по 227 кг.
Стрелковое
вооружение
отсутствовало.
После
удачного
дебюта
новый
бомбардировщик
стали
получать и
другие
эскадрильи,
но в течение
1942 года к 105-й
добавились
лишь две 139-я
и 109-я.
Выдающиеся
качества Мосси
дали
возможность
(и в то же
время
заставили)
искать и
разрабатывать
новые
тактические
приемы,
позволяющие
в
максимальной
степени
использовать
возможности
удачной
конструкции
дэ
Хэвиллэнда.
Через
некоторое
время
основными
для Москито
стали
сверхмалые
высоты,
причем не
только
атака, но и
весь полет к
цели
совершался
буквально
на высоте
верхушек
деревьев.
Это давало
возможность
укрыться от
РЛС
противника (или
хотя бы
сократить
до минимума
время
предупреждения)
и создавало
определенные
трудности
для
зенитной
артиллерии.
А от
перехватчиков
спасал
великолепный
серо-зеленый
камуфляж.
Разумеется,
считать Мосси
неуязвимым
для
истребителей
было бы
преувеличением.
Но
благодаря
скорости,
маневренности
и
малозаметности
его шансы
уцелеть
были
существенно
выше, чем у классических
машин,
облепленных
пулеметными
точками.
Еще одним
достоинством
атак с
бреющего
полета было
заметное
повышение
точности укладки
бомб. Москито
стали
попросту
специалистами
точных
бомбовых
ударов,
можно даже
сказать хирургических
бомбовых
операций. В
этом
отношении
самолет
вполне
соответствовал
своему
имени Комар
(более
логичный
вариант
перевода
для Англии). Дэ
Хэвиллэнд
не могла
обеспечить (даже
вместе с
подключенными
к
производству
фирмами Standard Motors,
Percival и Airspeed)
количества
машин,
достаточного
для
массированного
применения.
Эскадрильям
Комаров
поручали
сложные, деликатные
задания,
требовавшие
мгновенного
появления,
точного и
быстрого
удара и
молниеносного
исчезновения.
И в
большинстве
случаев эти
поручения
успешно
выполнялись:
можно
вспомнить
удары по
верфям
подводных
лодок во
Фленсбурге,
зданию
гестапо в
Осло или
комплексу
добычи
молибдена в
Кнабене (Норвегия).
Наиболее
искусными в
атаках
такого рода
стали 105-я и 139-я
эскадрильи,
заслужившие
большую
популярность
и часто
действовавшие
совместно.
Они же
разработали
специальную
атаку двумя
группами:
одна
сбрасывала
бомбы с
высоты крыш
домов, а
через
несколько
секунд
появлялась
вторая и
накрывала
цель с
пологого
пикирования.
Эти
эскадрильи
провели
одну из
самых
известных (хотя
и чисто
пропагандистскую)
атак
дневной
налет на
здание Спортспаласт
в Берлине 30
января 1943.
года. В тот
день
отмечали 10-летие
прихода
нацистов к
власти, но
выступить
Герингу
удалось
лишь через
час после
объявления
диктора...
В то время,
когда
экипажи
оттачивали
свое
мастерство,
развитие Москито
шло своим
чередом.
Создание
высотных
разведчиков
дало жизнь и
новой
бомбардировочной
модификации
B.Mk.lX,
выпущенной
в марте 1943
года. Под ее
крылом
появились 2
специальных
узла
каждый
можно было
использовать
как для
подвески
бака (454 л), так
и бомбы (227 кг).
Кроме того,
от
привычных четверок
эти машины
отличались
более
мощными и
высотными
двигателями
Роллс-Ройс Мерлин
72. В
результате
девятки
получили
возможность
идти к цели
на высоте 9500 м,
а сбросив
бомбы,
забирались
даже на 11 000 м.
Впрочем,
выпуск B.Mk.lX
продолжался
недолго, и
по числу
построенных
машин (54) эта
модификация
оказалась
самой
малочисленной
среди
бомбардировщиков.
Причиной,
видимо, были
работы над
новой, более
совершенной
и
перспективной
B.Mk.XVI.
Летом 1943
года в
судьбе Мосси
произошла
значительная
перемена
от дневных
налетов
эскадрильи
перешли к
ночной
работе. Это
вовсе не
было
вынужденной
меройуровень
потерь
держался
довольно
низким
просто по
соглашению
между
Королевскими
ВВС и ВВС
США
вводилось
разграничение
боевых
операций по
времени
англичане
действовали
ночью,
американцы
днем. В
связи с этим
имевшиеся в
наличии
силы Мосси
(13
эскадрилий)
свели в
специальную
8-ю группу. По
характеру
выполняемых
задач они
делились на
легкие
ночные
ударные
силы (проведение
тревожащих
налетов,
державших в
напряжении
или
отвлекавших
силы ПВО) и
маркировщиков
целей (три
упоминавшиеся
выше
эскадрильи).Сами
маркировщики
входили в
состав
элитных Pathfinder Force (Следопыты). Другие
модификации
самолета: Mosquito
PR.Mk IV -
созданный
на основе B.Mk IV
разведывательный
вариант, на
котором
устанавливалось
до четырех
фотокамер. Тактико-технические
характеристики: Год
принятия на
вооружение
- 1941 Вооружение:
Бомбовая
нагрузка до
1820 кг. 1 х 454 кг
бомба и 2 х 227-кг
бомб или 4 х 227-кг
бомбы или 1 х
1816-кг бомба,
бомбардировочный
прицел "Обое". |
|||||||||
Разработчик сайта: Александр Смирнов. 2003 год. E-mail: sasha-flyer@yandex.ru |