|
Мир авиации |
|||||||||
www.world-of-avia.narod.ru |
||||||||||
:::Разделы::: |
:::Поршневые самолеты::: |
|||||||||
|
Петляков
Пе-2 Среди самолетов, созданных советскими конструкторами перед войной, видное место занимал скоростной пикирующий бомбардировщик Пе-2. Первоначально самолет был спроектирован в 1940 году коллективом, возглавляемым Владимиром Михайловичем Петляковым, в варианте двухмоторного высотного истребителя дальнего действия - проект "100". Но после визита группы советских авиаконструкторов в Германию было признано, что такой истребитель не очень нужен. Требования к самолету изменились и в том же 1940 году он был переделан в пикирующий бомбардировщик. После быстро проведенных испытаний и небольших доделок самолет под маркой Пе-2 был запущен в серийное производство. Пе-2 - цельнометаллический моноплан с двумя двигателями М-105Р по 1100 л.с., со средним расположением крыла и двухкилевым хвостовым оперением. Это был первый в стране максимально электрифицированный самолет. Отклонение закрылков, тормозных щитков, триммера руля высоты, элеронов и рулей направления, створок водорадиаторов, управление насосом гидросистемы, уборкой и выпуском шасси осуществлялось с помощью электродвигателей мощностью от 2 до 30 вт. Для облегчения ввода в пикирование и вывода из него после сброса бомб на самолете был установлен специальный электромеханический автомат. На самолете было установлено гермокабина. В кабине располагался летчик, штурман-бомбардир. У штурмана имелось дублированное управление. Стрелок-радист располагался в фюзеляже. Вооружение Пе-2 состояло из двух неподвижных пулеметов для стрельбы вперед, одного в верхней и одного в нижней установках - для стрельбы назад. Кроме того, у стрелка-радиста был пулемет ШКАС на шкворневой установке.
В
зависимости
от задания
самолет
брал до 1500 кг
бомб
различного
калибра.
Четыре
бомбы по 100 кг
размещались
на
внутренней
подвеске в
фюзеляже,
две - в
мотогондолах.
Более
крупные
подвешивались
под
центропланом.
Взлетный
вес - 7536 - 8520 кг,
вес пустого
- 5800 кг. Хорошие
пилотажные
качества,
большая
скорость (до
540 км/час) и
значительный
потолок (8800 м)
позволяли
использовать
Пе-2 для
решения
многих
боевых
задач. В
годы
Великой
Отечественной
войны Пе-2
стал
основным
фронтовым
бомбардировщиком.
Был выпущен
ряд
модификаций
Пе-2, из
которых
часть
строилась
серийно. Пе-2М
с двумя
двигателями
М-105 и ТК, с
расширенным
снизу
фюзеляжем
для
внутренней
подвески
ФАБ-500.
Пе-2Ш (штурмовик)
- серийный с
батареей из
двух пушек
ШВАК и
одного
пулемета
УБС под
фюзеляжем.
Позднее под
тем же
названием
Пе-2Ш был
выпущен
самолет Пе-2
с убираемой
батареей
под
фюзеляжем
из двух ШВАК
и двух ШКАС,
отклоняемых
до 40
градусов в
вертикальной
плоскости. В
1941 году
самолеты
стали
поступать в
части, и их
начали
применять с
первых же
дней войны.
Вначале
возникли
осложнения.
Нижняя (люковая,
кинжальная)
стрелковая
установка
оказалась
неудачной. К
пулемету
УБТ цел
рукав по
борту и
патронная
лента в нем
заедала
иногда
после
первого
выстрела.
Немцы это
узнали,
приспособились
и стали
сбивать
наши
самолеты.
Тогда это
вооружение
переделали ,
патронный
ящик
сделали
круглым под
пулеметом.
Кроме того,
поставили
закрытую
турель МВ-3 у
стрелка
наверху.
Ввели еще
переносную
бортустановку
ШКАС в "яблоке"
на любой
борт. Потери
резко
сократились.
Была
желательной
еще одна
пулеметная
установка
наверху
сзади, но
тогда
экипаж
состоял бы
из 4 человек
и
нарушилась
бы
центровка -
на это не
пошли. Пе-2 с
убираемыми
лыжами -
выпущен в 1941
году.
Конструкция
была удачна,
лыжи
притягивались
к
мотогондолам.
В серии не
был. Пе-2ФТ ("фронтовое
требование"). Модификации
самолета: Пе-2Ш
-
обозначение
модификации
опытного
самолета ПБ-100
с двумя 20-мм
пушками
ШВАК и одним
пулеметом
УБС калибра
12,7 мм под
фюзеляжем
для ведения
огня по
наземным
целям. Пе-3
-
обозначение
самолетов-перехватчиков,
на которых
были убраны
тормозные
щитки, а
вооружение
состояло из
двух 20-мм
пушек ШВАК,
двух
пулеметов
калибра 12,7 мм,
двух
пулеметов
калибра 7.62 мм
в носовой
части и
одного
пулемета
калибра 12,7 мм
в
надфюзеляжной
турели. Пе-3бис
- ночной
истребитель
(построено
около 300
экземпляров)
с
вооружением
из одной 20-мм
пушки ШВАК,
одного
пулемета
калибра 12,7 мм
и трех
пулеметов
калибра 7.62 мм
в носовой
части; в
поздних
моделях
вооружение
состояло из
двух 20-мм
пушек ШВАК,
трех
пулеметов
калибра 12,7 мм
и двух
пулеметов
калибра 7.62 мм;
отсека для
трех бомб
весом 100 кг и
подкрыльевых
пусковых
рельсовых
направляющих
для восьми
ракет РС-82. Пе-3Р
-
истребительный
или
разведывательный
вариант с
фотокамерами.
Пе-2МВ
-
модификация,
вооруженная
двумя 20-мм
пушками
ШВАК, двумя
пулеметами
калибра 12,7 мм ,
расположенными
в
подфюзеляжной
гондоле, и
одним
пулеметом
калибра 7,62 мм ,
расположенным
в
надфюзеляжной
турели. Пе-2ФТ
- основная
серийная
модель с
весны 1942г.;
сходна с
моделью Пе-2МВ,
но с
убранными
тормозными
щитками и со
вторым
пулеметом
калибра 7,62 мм
для стрелка-радиста.
Пе-2ФЗ
- вариант
имел
измененную
конструкцию
кабины
пилота,
штурман
располагался
в турели с
двумя
пулеметами
калибра 12,7 мм . Пе-2ВИ
- высотный
истребитель
с
герметичной
кабиной. Пе-2И
-
двухместный
бомбардировщик
с фюзеляжем
измененной
конструкции,
увеличенным
размахом
крыла,
бомбовым
отсеком
большего
диаметра
вместимостью
1000 кг , двумя
пулеметами
калибра 12,7 мм
и
двигателями
ВК-107A
мощностью 1230
кВт (1650 л.с.). Пе-3M
-
двухместный
истребитель
1943г. с
двигателями
ВК-105ПФ и
вооружением,
состоявшим
из двух 20-мм
пушек ШВАК,
трех
пулеметов
калибра 12,7 мм
и бомбовой
нагрузки
весом до 700 кг. Пе-2С/Пе-2УТ/У
-
двухместные
тренировочные
варианты,
сохранившие
полную
бомбовую
нагрузку,
некоторые с
четырьмя
пулеметами:
двумя
калибра 12,7 мм
и двумя
калибра 7,62 мм ;
чешское
обозначение
- CБ-32. Пе-2Т
- основной
серийный
бомбардировщик
с 1944 г.; с
улучшениями
в
конструкции
и системах,
вооружение
состояло из
трех
пулеметов
калибра 12,7 мм
и одного
пулемета
калибра 7,62 мм. Пе-2Р(1)
-
трехместный
дневной
разведывательный
вариант с
тремя/четырьмя
фотокамерами,
тремя
пулеметами
калибра 12,7 мм
и
двигателями
ВК-105ПФ. Пе-2Р(2)
-
трехместный
дневной
разведывательный
вариант 1944г.;
сходен с
моделью Пе-2Р(1),
но с
вооружением
из трех 20-мм
пушек ШВАК и
двигателями
ВК-107A. Пе-2K
- модель,
имевшая
крылья,
гондолы
двигателей
и шасси,
спроектированные
для
самолета Пе-2И,
и двигатели
ВК-105ПФ-1. Пе-2РД
-
единственная
модификация
самолета Пе-2
с
жидкостным
ракетным
двигателем
Глушко РД-1
тягой 300 кг (661
фунт),
установленным
в хвостовой
части;
испытан в
период 1943-45гг. Пе-2Д
-
трехместный
вариант
бомбардировщика
сентября 1944г.
с
двигателями
ВК-107A. Пе-27
- вариант
бомбардировщика
сентября 1944г.
с
двигателями
ВК-107A,
бомбовой
нагрузкой
до 2000 кг (4409
фунтов) и
вооружением
из трех 20-мм
пушек ШВАК. Тактико-технические
характеристики: Год
принятия на
вооружение -
1941 Вооружение:
до 6 7.62-мм
пулемета
ШКАС. |
|||||||||
Разработчик сайта: Александр Смирнов. 2003 год. E-mail: sasha-flyer@yandex.ru |