|
Мир авиации |
|
||||||||
www.world-of-avia.narod.ru |
||||||||||
:::Разделы::: |
:::Секретные проекты в авиации::: |
|||||||||
|
Lockheed
SR-71A Blackbird Пожалуй, нет в мировой истории такого самолета, который заслуживал бы столь большого внимания и восхищения, как стратегический разведчик SR-71A. Неординарный по внешнему обличью, сей летательный аппарат напоминает дикого хищника, распластавшегося в энергичном прыжке, будто страшная своим изяществом киплинговская Багира. Эта машина с ее летно-техническими характеристиками и привлекательной наружностью поражает воображение всех и каждого: от высокопрофессиональных специалистов до серых дилетантов. Выкрашенная в нарочито черный цвет, она предстает прекрасной и на земле, и в воздухе. Ее конструкция, устройство и сложение неповторимы. Видит, бог! Об этом создании ума и рук человеческих надобно говорить, как о женщине буйного нрава...
Работы по
созданию SR-71A
были начаты
в конце 50-х
годов и
проводились
под
строжайшей
секретностью,
так как
американской
разведке
стала
известна
деятельность
ОКБ-256 П. В.
Цыбина по
созданию
объектов УPCФ
и УРСРФ.
Долгое
время об SR-71
практически
ничего не
сообщалось.
Даже день
первого
полета его
прототипа, 26
апреля 1962 г.,
получил
известность
только в
середине 70-х
годов. Его
проектирование
на фирме
Локхид
началось в 1958
г. после
объявления
конкурса на
лучший
стратегический
разведчик.
Среди
участников
были фирмы
Боинг,
Конвер и
Норт
Америкен.
Проект
авиаконцерна
Локхид был
принят к
дальнейшим
разработкам,
и, как
говорят,
маховик был
запущен.
Первые три
образца
самолета по
теме А-11
строились
как
истребители-перехватчики
и получили
официальное
обозначение
YF-12A. В 1965 г. на
двух из них
были
установлены
мировые
рекорды
скорости
полета.
Серийно
выпускался
вариант
стратегического
разведчика
SR-71A, первый
образец
которого
был облетан
22 декабря 1964 г.
Всего же
вместе с
учебно-тренировочными
модификациями
было
построено 24
самолета. На
разведчике
были
обновлены
многие
мировые
рекорды
скорости и
высоты
полета.
Перелет из
Америки в
Европу
через
Атлантический
океан,
состоявшийся
1 сентября 1964 г.,
произвел
фурор
мирового
значения.
Машина
преодолела
расстояние
5584 км за 1 ч 55 мин (средняя
скорость - 2800
км/ч).
Абсолютный
мировой
рекорд
скорости,
установленный
на этом
самолете, Ч 3715
км/ч (!), видимо,
не будет
побит в
течение
многих
десятилетий.
Краткие
сведения об
этом
превосходном
летательном
аппарате
приводятся
в данном
материале,
посвященном
УРСРФ П. В.
Цыбина,
потому, что
вместе с
упомянутым
выше
экспериментальным
УТ.188Ф
английской
фирмы
Бристол SR-71A
сближают с
ними
аналогичные
режимы
летной
эксплуатации,
главное
целевое
оборудование
для ведения
аэрофотосъемки
на
сверхзвуковой
скорости,
разнесенная
схема
силовой
установки с
расположением
двух ТРД на
удалении от
фюзеляжа по
размаху
крыла и,
наконец,
примерно
один и тот
же период
времени,
когда эти
самолеты
были
задуманы,
спроектированы
и построены
(последовательно!).
Как УРСРФ и УТ.188Ф,
SR-71A является
среднепланом.
Принципиальным
отличием от
них стала
лишь схема
его
продольной
компоновки
Ч УбесхвосткаФ.
Крыло SR-71A
имело
редкую
четырехугольную
форму (трансформированный
ромб) со
стреловидной
(60 град)
передней
кромкой и
обратностреловидной
(-10 град)
задней
кромкой.
Набрано оно
было из
остроконечных
криволинейных
профилей
относительной
толщины 3,2%.
Характерной
особенностью
крыла были
передние
наплывы.
Центральный
наплыв
распространяются
до самой
передней
точки
фюзеляжа,
имел ширину
3,85 м и
обеспечивал
устранение
разбалансировки
самолета на
переходном
скоростном
режиме,
соответствующем
числу М=1. Еще
четыре
наплыва (по
бортам
обеих
гондол ТРД)
были
затянуты до
обечаек
воздухозаборников.
Они в
совокупности
с
аэродинамической
круткой
концевых
участков
крыла
способствовали
увеличению
аэродинамического
качества
самолета на
сверхзвуке
и
уменьшению
скорости
полета на
взлетно-посадочных
режимах.
Фюзеляж
отличался
расплющенными
формами,
органически
переходящими
в наплывы
крыла, и
являлся
вместилищем
для
двухместной
кабины
экипажа,
нескольких
групп
топливных
баков и
комплекса
бортовых
систем,
необходимых
для
доставки к
цели
оборудования
аэрофотосъемки.
Органы
управления
состояли из
двух секций
руля высоты,
которые
замыкали
заднюю
кромку
центроплана
самолета (между
гондолами
ТРД), двух
элеронов на
концах
крыла и пары
цельноповоротных
килей,
заваленных
внутрь на 20
град.
Силовая
установка
состояла из
двух Уопрямото-ченныхФ
ТРДФ J.58 фирмы
Пратт-Уитни
с
максимальной
тягой по 7650
кгс и
форсажной
тягой по 14740
кгс. Входные
устройства
двигателей
имели
традиционные
дня тех лет
управляемые
воздухозаборники
с
подвижными
трехскачковыми
конусами,
которые
вместе с
обечайками
были
несколько
скошены
внутрь (к
оси
самолета)
для
достижения
наибольшего
поджатия
сверхзвукового
потока в
сочетании с
головной
ударной
волной,
инициируемой
носовой
частью
фюзеляжа, и
приопущены
вниз (на
величину
крейсерского
угла атаки)
для
обеспечения
набегающему
потоку
наибольшей
площади
воздухозаборников
и наиболее
благоприятных
условий
внешнего
сжатия для
повышения
коэффициента
восстановления
полного
давления
перед
компрессорами
ТРД.
Основные
конструкционные
материалы
самолета Ч
титановые
сплавы,
обеспечивающие
необходимую
прочность
конструкции
при
аэродинамическом
нагреве на
скоростях,
соответствующих
числу М = 3.
Первая
модификация
самолета
использовалась
в основном в
интересах
ЦРУ США и
обозначалась
A-12
(A - Article). Основные
тактико-технические
характеристики
SR-71: Год
принятия на
вооружение -
1963 |
|||||||||
Разработчик сайта: Александр Смирнов. 2003 год. E-mail: sasha-flyer@yandex.ru |