|
Мир авиации |
|
||||||||
www.world-of-avia.narod.ru |
||||||||||
:::Разделы::: |
:::Современные самолеты::: |
|||||||||
|
ОКБ
им. Сухого
Су-35 На одном из первых серийных Су-27 (Т-10-24), испытания которого начались в мае 1985 года, впервые было установлено ПГО, для чего была доработана наплывная часть центроплана. Заводской этап испытаний этого самолета выполнили весной-летом, а в сентябре начались испытания по изучению влияния ПГО на динамику взлета с трамплина Т-2 на НИТКА. По этой программе успели выполнить всего шесть полетов (20 января 1987 года самолет был потерян в аварии, летчик-испытатель ГНИКИ ВВС А. Пучков катапультировался).
Результаты
испытаний
показали,
что
установка
ПГО
позволяет
повысить
несущие
свойства
самолета и
получить
схему интегральный
неустойчивый
триплан. В
то же время
в ОКБ велись
работы по
дальнейшему
развитию
машины, в
первую
очередь в
направлении
повышения
ее
возможностей
по
поражению
целей на
поверхности
земли и воды,
в том числе
с
применением
высокоточного
управляемого
оружия.
Разработку
нового
самолета
возглавил Н.Ф.
Никитин (с 1996
года - В.
Конохов).
На
самолет
установили
новый
комплекс
БРЭО с новой
РЛС большой
мощности.
Взлетные и
посадочные
массы этого
варианта Су-27,
названного
Су-27М (обозначение
в ОКБ - Т-10М),
выросли по
сравнению с
Т-10С. Это
привело к
применению
усиленных
опор шасси,
в том числе
двухколесной
передней,
аналогично
Су-24. Кроме
того,
увеличение
массы
самолета,
номенклатуры
вооружения
и объема
оборудования
потребовали
усилить
крыло,
оснастить
его
дополнительными
точками
подвески и
установить
ПГО. Для
размещения
нового БРЭО,
усиленной
передней
опоры, ПГО и
системы
дозаправки
топливом в
полете
разработали
новую
головную
часть
фюзеляжа с
увеличенным
радиопрозрачным
обтекателем
антенны РЛС
и боковыми
люками
доступа к
аппаратуре (аналогично
Т-10-1). Новая голова
самолета,
для
сохранения
устойчивости
и
управляемости
в путевом
канале,
повлекла
увеличение
вертикального
оперения и
площади
рулей
направления.
Для монтажа
части
нового
оборудования
увеличили
длину и
диаметр
хвостового
обтекателя,
а контейнер
тормозного
парашюта
перенесли
на верхнюю
поверхность
ХЧФ перед
топливным
баком. Угол
наклона
спинки
кресла
летчика для
обеспечения
лучшей
переносимости
перегрузок
был
увеличен до
30°.
Самолет
оснащен
новой
системой
управления
вооружением,
включающей
ЭВМ
управления
оружием для
атак
наземных
целей,
многофункциональную
РЛС и
оптоэлектронную
систему.
Многорежимная
помехозащищенная
РЛС имеет
режим
картографирования
земной
поверхности
и атаки
наземных
целей,
позволяет
обнаруживать
воздушные
цели на
дальности
до 400 км, а
наземные на
удалении до
200 км,
одновременно
сопровождать
не менее 15
воздушных
целей и не
менее шести
одновременно
атаковать
ракетами. Су-35
способен
наносить
дальние
высокоточные
и мощные
удары по
тылам
противника,
поражать на
большом
удалении
надводные
корабли,
вести
борьбу с
самолетами
ДРЛО и РЭБ, а
также с ВКП.
Наземные
или морские
цели могут
быть
атакованы
без захода в
зону
объектовой
ПВО.
28
июня 1988 г.
летчик-испытатель
О.Г. Цой
начал
летные
испытания
первого
опытного
экземпляра
Т-10М-1. Как и
многие
другие
опытные
машины, он
был
построен с
использованием
планера
серийного
Су-27 (Т-10-70). 18
января 1989
года
совершил
свой первый
полет
второй
прототип Т-10М-2.
Серийное
производство
Су-27М было
развернуто
в
Комсомольске-на-Амуре.
1 апреля 1992
года из
ворот
КнААПО
вышел
первый
серийный
самолет, а
первый
зарубежный
показ
самолета
потенциальным
заказчикам
и широкой
публике
состоялся
осенью 1992 г. на
авиасалоне
в Фарнборо,
накануне
которого
ему
присвоили
наименование
Су-35. Годом
позже, в
августе 1993
года
самолет был
продемонстрирован
на
международной
авиакосмической
выставке
МАКС-93 в г.
Жуковском. В
1995 г. Т-10М-1
передали в
музей ВВС в
подмосковном
Монино.
В мае 1999 года
ОКБ Сухого
получило
предложение
от
правительства
Южной Кореи
об участии
истребителя
Су-35 в
тендере на
переоснащение
ВВС этой
страны. Кодовое
обозначение
НАТО - Flanker-E (Маргинал). МОДИФИКАЦИИ
Су-27М2 / Су-37.
Дальнейшее
улучшение
маневренных
характеристик
самолетов-истребителей
Су как на
больших
скоростях с
большими
перегрузками,
так и на
малых
скоростях,
ранее
просто
недоступных
для
реактивных
самолетов,
было
возможно
только при
установке
двигателя с
изменяемым
в полете
вектором
тяги. Работы
в этом
направлении
уже
несколько
лет велись в
ОКБ им. А.М.
Люльки, а
испытания
опытного
образца
провел
весной 1989 г. на
Т-10-26 Виктор
Пугачев.
Тогда на
самолете
установили
только один
двигатель,
сопло
которого
могло
менять свое
положение в
вертикальной
плоскости,
для чего
летчик
переключал
тумблер в
кабине.
Для
подготовки
демонстрационного
образца
истребителя,
оснащенного
двигателями
с ОВТ, взяли
один из
серийных Су-35
(Т-10М-11),
установили
на нем два
двигателя
АЛ-31ФП,
заменили
центральную
ручку
управления
самолетом
короткоходовой
боковой, а
традиционные
РУДы -
тензометрическими
(тензоРУДами).
Это
повысило
точность
пилотирования
и исключило
возможность
непроизвольного
перемещения
летчиком
органов
управления
на больших
перегрузках.
После
соответствующих
доработок
систем
управления
самолетом и
двигателями
название
машины
изменили на
Су-37 (название
по ОКБ - Су-27М2).
Су-37
выполнен по
аэродинамической
схеме неустойчивый
интегральный
триплан. Он
практически
не имеет
ограничений
по углу
атаки и
способен
выполнять
такие
маневры,
которые
сегодня
недоступны
ни одному
самолету:
поворот на кобре
и колоколе,
переворот с
потерей
высоты 300-400
метров,
разворот в
вертикальной
плоскости
на 180 и 360
градусов -
своеобразный
воздушный
кульбит,
получивший
название чакра
Фролова.
Конструкция
планера в
целом
выполнена с
использованием
новых
высокопрочных
сплавов и
композиционных
материалов.
В
оборудованной
катапультируемым
креслом К-36
кабине
летчика на
приборной
доске
установлены
четыре
жидкокристаллических
многофункциональных
цветных
дисплея, на
которые
выводится
вся
необходимая
пилоту
информация.
Здесь же
находится и
табло
отказов,
которое в
случае
возникновения
неисправностей
информирует
о них
летчика и
выдает ему
необходимые
рекомендации.
Истребитель
Су-37 имеет
современное
радиоэлектронное
оборудование.
Комплекс
управления
оружием
включает в
себя
перспективную
многофункциональную
помехозащищенную
БРЛС и
оптико-электронную
прицельную
систему,
состоящую
из
лазерного
дальномера-целеуказателя,
теплопеленгатора
и цветного
телевизионного
канала. Эта
система
взаимодействует
с нашлемным
прицелом
летчика.
Самолет
оборудован
также новой
системой
РЭБ и
системой
закрытого
обмена
данными о
целях с
другими
истребителями
и наземными
командными
пунктами,
что
позволяет
эффективно
вести
групповой
бой.
Первый
полет на Су-37
совершил 2
апреля 1996
года летчик-испытатель
ОКБ Сухого
Герой РФ
Евгений
Фролов, а 18
августа
того же года
Су-37 был
впервые
показан на
авиационном
празднике в
Тушино. В
настоящее
время
летные
испытания
продолжаются,
полеты
выполняют
Евгений
Фролов и
Игорь
Вотинцев.
Новый
сверхманевренный
многоцелевой
истребитель
Су-37 был
собран на
серийном
заводе в
Комсомольске-на-Амуре
и является
прототипом
серийного
боевого
самолета. В
этом его
основное
отличие от
западного
экспериментального
самолета Х-31,
у которого
пока не
просматривается
никаких
боевых
функций. Как
истребитель
для
завоевания
превосходства
в воздухе Су-37
в ближайшие
годы не
будет иметь
себе равных. Кодовое
обозначение
НАТО - Super Flanker. Тактико-технические
характеристики: Размах
крыльев - 14,70 м Вооружение:
автоматическая
одноствольная
пушка ГШ-301 (30
мм, 1500 выстр./мин,
150 патронов);
УР класса воздухвоздух
различной
дальности, в
том числе и
новая
ракета
средней
дальности
РВВ-АЕ; УР
класса воздух-поверхность
Х-29Т с
телевизионным
наведением,
Х-29Л с
лазерным
наведением,
противорадиолокационные
ракеты Х-31П
или
противокорабельные
Х-31А и Х-35, а
также
авиабомбы,
пусковые
установки
неуправляемых
ракет и баки
с напалмом. |
|||||||||
Разработчик сайта: Александр Смирнов. 2003 год. E-mail: sasha-flyer@yandex.ru |