|
ОКБ
им. Туполева
ТБ-1
Тяжелый
бомбардировщик
В 1923 - 1925 гг. в Особом
техническом бюро по военным
изобретениям (Остехбюро) в Ленинграде
для работ В.И. Бекаури нужны были
тяжелые самолеты-бомбардировщики.
Сначала было намерение заказать
большой бомбардировщик в Англии.
Однако от этой мысли вскоре отказались,
и выполнение задания было возложено на
ЦАГИ. С 11 ноября 1924 г. были начаты
проектирование и постройка самолета ТБ-1
(АНТ-4) под два двигателя "Нэпир-Лайон"
в 450 л. с. Был установлен срок 9 месяцев.
Постройка этого большого самолета
производилась в неприспособленном
помещении - на втором этаже дома по
нынешней ул. Радио, д. 16 - и тормозилась
недостатком квалифицированных рабочих.
Тем не менее ровно через 9 месяцев, 11
августа 1925 г., самолет был закончен,
извлечен из помещения (с проломом стены)
и в октябре собран на Центральном
аэродроме. По своей компоновке и линиям
фюзеляжа самолет АНТ-4 явно опережал
свое время. У многих наших и зарубежных
авиаконструкторов тогда еще не
сформировалось представление о
тяжелом многомоторном бомбардировщике-моноплане.
Конструкция самолета ТБ-1, типовая для
всех самолетов АНТ с гофрированной
обшивкой, была цельнометаллическая из дюралюмина
(первоначально кольчугалюминия) и из
стали в узлах крыльев, шасси. Крыло
состояло из центроплана размахом 13,5 м и
отъемных консолей. Центроплан был 5-лонжеронный.
Носок и задний участок центроплана -
отъемные.
Лонжероны - ферменные, клепанные из
труб с наибольшим сечением в корневой
части 72,6х65,6 мм и постепенным
уменьшением к концам консолей до 30х25 мм.
Стыки труб в полках - стандартные
телескопические на 20 заклепках (4 ряда
по 5 заклепок). Раскосы - трубы разных
диаметров, кницы - из листов (обычно 2 мм).
Кроме лонжеронов, в каркас крыла
входили 18 нервюр в центроплане и по 10 в
каждой консоли.
Конструкция крыла была своеобразной (не
похожей на другие), рациональной и
технологичной. Узлы разъема крыла
имели вид простых стаканов под
конусные болты в отличие от накидных
гаек Юнкерса. Гофрированная обшивка
имела толщину в основном 0,3 мм, кроме
верхней стороны центроплана, где по ней
ходили ногами. Между прочим, фирма
Юнкерс пыталась возбудить судебное
дело против ЦАГИ и А.Н.Туполева, обвиняя
их в нарушении патентов фирмы на
металлическое крыло, но успеха не имела.
Поперечное сечение - трапеция, суженная
книзу. Фюзеляж состоял из трех частей,
разъемных в эксплуатации. Их
обозначили (как потом и во всех
аналогичных самолетах) Ф-1, Ф-2, Ф-3.
Лонжероны элеронов и рулей - трубы,
стабилизатора - с полками из труб и
листовыми стенками. Рамы двигателя -
сварные из стальных труб. Полуоси шасси
(импортные) - трубы переменного сечения
(обточкой) из хромоникелевой стали.
Колеса спицевые 1250х250 мм. Центровка
самолета 34,1 - 34,3% САХ,
Самолеты ТБ-1 (АНТ-4) обладали высокими
для своего времени летными данными. С
двигателями М-17 в 500/680 л. с. их скорость у
земли колебалась в зависимости от
установленных двигателей и вооружения,
а в связи с этим и взлетного веса (6200- 7928
кг)-от 184 до 207 км/час. Превосходные
лётные и эксплуатационные качества АНТ-4
продемонстрировал экипаж летчика С.А.Шестакова,
который на серийном экземпляре
самолета "Страна Советов" за 137
летных часов (с 23 августа по 30 октября
1929 года) пролетел по маршруту Москва -
Омск - Хабаровск - Петропавловск-на-Камчатке
- остров Атту -Cиэтл - Сан-Франциско - Нью-Йорк
общим протяжением 21242 км. Значительную
часть пути, почти 8 тыс. км, полет
проходил над водой. Смена колесного
шасси на поплавковое была выполнена в
Хабаровске в предельно короткий срок.
Серийная постройка самолета АНТ-4
началась во второй половине 1928 года.
Одновременно продолжались его
испытания с различными вариантами
оборудования и загрузки. С полным
стрелковым вооружением - 6 пулеметами,
тонной бомб и экипажем из 6 человек
самолет развивал скорость 184 км/час,
набирал высоту 4900 м.
В архиве ТБ-1(АНТ-4) - участие в
знаменитой эпопее спасения
челюскинцев. На этом самолете А.В.
Ляпидевский 5 марта 1934 года вывез из
ледового лагеря первую группу членов
экспедиции.
Снятые с вооружения бомбардировщики ТБ-1
передавались в Гражданский воздушный
флот и эксплуатировались там еще ряд
лет. На этих машинах, получивших марку Г-1,
перевозились главным образом грузы для
народного хозяйства.
Моноплан АНТ-4 долгое время оставался
лучшим в мире самолетом своего класса.
После успешного перелета по маршруту
Москва - Нью-Йорк, когда для участка
Петропавловск-Камчатский - Сиэтл
колесное шасси заменялось поплавковым,
было решено построить морской вариант
машины. С помощью научных работников
ЦАГИ конструкторы разработали
цельнометаллические поплавки.
Мореходность и устойчивость самолета
на рулении были хорошими, посадка -
легкой. Незначительно изменились и
летно-технические данные. На
испытаниях морской вариант
бомбардировщика, получивший название
ТБ-1П (поплавковый), показал скорость 180
км/час, потолок - 3600 м.
Авиазаводы выпустили 218 самолетов ТБ-1,
в том числе 66 типа ТБ-1П.
Тактико-технические
характеристики
Год
принятия на вооружение
Размах крыла, м
Длина, м
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса, кг
- пустого самолета
- нормальная взлетная
Тип двигателя
Мощность, л.с.
Максимальная скорость , км/ч
Крейсерская скорость , км/ч
Практическая дальность, км
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж
Вооружение: |
-
1928
- 28.70
- 18.00
-
- 120.00
- 4520
- 6810
- 2 ПД М-17
- 2 х 680
- 207
- 178
- 1000
- 170
- 4830
- 6
6 7.62-мм пулемета ПВ-1
Бомбовая нагрузка - 1000 кг |
К
поршневым
самолетам; на
главную. |