|
Мир авиации |
|
||||||||
www.world-of-avia.narod.ru |
||||||||||
:::Разделы::: |
:::Вертолеты::: |
|||||||||
|
Bell
UH-1
Iroquois В июне 1955 г. Армия США выбрала проект компании Bell Helicopter Company, обозначенный как Bell Model 204. Новый вертолет стал известен в армии под обозначением H-40 (HU-1) и получил имя Iroquois. Первый заказ распространялся на три опытных экземпляра XH-40. Опытный вертолет поднялся в воздух 22 октября 1956 г. и использовался компанией Bell для испытаний и доработок. Непосредственно перед первым полетом были заказаны шесть предсерийных образцов YH-40, и все они были поставлены в августе 1958 г. Запущенные в производство девять окончательных предсерийных вертолетов HU-1A были поставлены 30 июня 1959 г., а за ними поступили в эксплуатацию 74 серийных экземпляра.
Эти машины
имели
двойное
управление
и
использовались
в качестве
учебно-тренировочных
вертолетов
для полетов
по приборам.
Первое
крупное
использование
вертолетов
за океаном
состоялось
в Корее.
Вертолеты HU-1A
были среди
первых
армейских
вертолетов
США, которые
действовали
во Вьетнаме.
Вертолеты Model
204
показывают
свою
принадлежность
к компании Bell
стабилизирующим
стержнем,
расположенным
над несущим
винтом под
прямым
углом к его
двум
лопастям, а
также
маленькими
рулями
высоты,
прикрепленными
к задней
части
фюзеляжа.
Трубчатое
полозковое
шасси было
идеальным
для
операций
общего
назначения.
В кабине
размещались
два члена
экипажа и
шесть
пассажиров
или двое
носилок.
Силовая
установка
состояла из
турбовального
двигателя Avco
Lycoming T53-L-1A
мощностью 522
кВт, и это
делало
вертолет Model 204
первым
летательным
аппаратом,
оснащенным
турбиной -
винтокрылого
типа или с
неподвижным
крылом,
который был
заказан
Армией США.
За
вертолетами
HU-1A поступили
в
эксплуатацию
усовершенствованные
вертолеты HU-1B,
которых
было
построено
более 700
экземпляров.
Ранний
серийный
вариант
имел
двигатель Avco
Lycoming T53-L-5
мощностью 716
кВт, а
поздняя
серийная
модель
получила
двигатель T53-L-11
мощностью
на валу 820 кВт.
Другие
усовершенствования
вертолета HU-1B
включали
перепроектированные
лопасти
несущего
винта и
увеличенную
кабину,
способную
вместить
двух членов
экипажа и
семь
пассажиров
или трое
носилок.
Осенью 1965 г.
вертолет UH-1B
был
замещен в
производстве
вертолетом UH-1C,
который
имел "прикрепленный
на шарнирах"
винт с
широкими
лопастями.
Этот новый
несущий
винт
обеспечивал
небольшое
увеличение
скорости и
повышение
маневренности.
Несколько
вертолетов
UH-1A,
действовавших
во Вьетнаме,
были
оборудованы
ракетным
блоком и
двумя
пулеметами
калибра 7,62 мм
для ближней
поддержки;
успех этого
вертолета
привел к
тому, что
многие
вертолеты UH-1B
использовались
на тех же
ролях,
вооруженные,
в основном,
четырьмя
установленными
по бокам
пулеметами
калибра 7,62 мм
или двумя
симметрично
установленными
блоками,
каждый из
которых
содержал 24
ракеты.
Другие
военные
варианты
вертолета Model
204 включали
вертолет UH-1E
для
Американского
корпуса
морской
пехоты,
оборудованный
лебедкой
для подъема
людей,
тормозом
несущего
винта и
электронным
оборудованием.
Первый
вертолет
был
поставлен 21
февраля 1964г., а
с октября 1965г.
на серийные
машины стал
устанавливаться
новый
несущий
винт
компании Bell с
шарнирной
подвеской
лопастей;
вертолет UH-1F
для ВВС США,
с
турбовальным
двигателем
General Electric T58-GE-3
мощностью 962
кВт с
несущим
винтом
большего
диаметра и
способный
разместить
пилота и 10
пассажиров;
аналогичный
ему учебно-тренировочный
вариант TH-1F;
вертолет HH-1K
для ВМС США,
подобный
вертолету UH-1E,
но с
двигателем
T53-L-13 мощностью
1044 кВт;
вертолеты TH-1L
и UH-1L
-
соответственно,
учебно-тренировочный
и общего
назначения
с
двигателем
T53-L-13; три
вертолета UH-1M,
оснащенные
оборудованием
ночного
видения.
Вертолет Моdel
204B строился
для
гражданского
использования
и военного
экспорта.
Он имел 10
посадочных
мест,
несущий
винт
большего,
чем у UH-1F,
диаметра и
двигатель T53-L-1
1 . Модели 204B и UH-1
были
построены
японской
компанией Fuji,
а в 1967г. эта
компания
представила
вертолет Fuji-Bell
204B-2, который
отличался
от Модели 204B
более
мощным
двигателем
и тянущим
хвостовым
винтом.
1 мая 1968
г.
компаниями
Bell Helicopter и Pratt & Whitney Aircraft
было
достигнуто
соглашение
о
продолжении
усовершенствования
нового
вертолета
на базе
вертолета Bell
Model 205/UH-1H Iroquois. Первый
из десяти
таких
вертолетов
поступил в
вооруженные
силы Канады
6 марта 1968
г. под
названием CUH-1H.
Его силовой
установкой
являлся
турбовальный
двигатель Textron
Lycoming T53-L-13 с
мощностью
на валу 1044 кВт.
Однако было
решено
применить
два
турбовальных
двигателя.
Усовершенствования
привели к
созданию
военного
вертолета Bell
Model 212.
Революционной
в
техническом
отношении
была
силовая
установка
вертолета PT6T
Twin-Pac канадской
компании
Пратт &
Уитни
Эйркрафт
Канада (PWAC). Она
состояла из
двух
турбовальных
двигателей,
установленных
рядом и
вращавших
вал
несущего
винта через
редуктор.
Выходная
мощность на
валу у
первых
серийных
экземпляров
вертолета
составляла
4,66 кВт/кг, в то
время как
для
усовершенствованного
турбовального
двигателя
Лайкоминг T53
она
составляла
4,19 кВт/кг. Было
и еще одно
очень
значительное
преимущество:
при
установке
двигателя
РТ6Т-3 на
вертолет
Модель 212
выходная
мощность во
время
взлета
ограничивалась
величиной 962
кВт. В
случае
неисправности
одной из
двух турбин,
датчики
крутящего
момента,
расположенные
в
собирающем
редукторе,
передавали
сигнал
исправной
турбине и
она
начинала
вырабатывать
мощность на
валу в
диапазоне
от 764 кВт до 596
кВт, для
аварийной
или
непрерывной
работы
соответственно.
Поставки
для ВВС США
военных
вертолетов
Модель 212 под
обозначением
UH-1N
были
осуществлены
в 1970
г., а для ВМС
и Корпуса
морской
пехоты в 1971
г. Первый
вертолет CUH-1N (CH-
135) был
передан
вооруженным
силам
Канады 3 мая 1971
г. У него
была
цельнометаллическая
конструкция
фюзеляжа,
бесстоечное
лыжное
шасси,
двухлопастный
цельнометаллический
полужесткий
несущий
винт и
двухлопастный
хвостовой
винт.
Примерно в
то же время
была
разработана
14-местная
коммерческая
версия Twin Two-Twelve.
Она
отличалась
от военной
модели
обстановкой
кабины и
электронным
оборудованием.
С 30 июня 1971
г.
вертолеты
этого типа
получили
разрешение
на
дозаправку
в воздухе,
для чего
потребовалось
новое
электронное
оборудование,
приборная
панель и
система
управления
автоматической
стабилизации.
В июне 1977г. Два-Двенадцать
стал первым
вертолетом
с
неубирающимся
поплавковым
шасси,
получившим
разрешение
на
проведение
дозаправки
в воздухе с
одним
пилотом. 8
вертолетов
Модель 212 в 1979
г. были
поставлены
Китаю.
Вертолеты
Модель 212
под
названием
Agusta-Bell AB.212
производились
также в
Италии по
лицензии
компанией Agusta.
Первые
поставки
этих
вертолетов
были
осуществлены
в 1971
г. У
модификации
АВ.212АSW был
усилен
каркас
вертолета,
установлены
палубные
шасси и
турбовальный
двигатель
компании PWAC PT6T-6
Твин-Пак
мощностью
на валу во
время
взлета 1398 кВт. Основные
тактико-технические
характеристики
UН-1: Год
принятия на
вооружение
- 1960 Полезная
нагрузка: 8
солдат или 3
носилок, 2
сидячих
раненых и 1
сопровождающий
или 1361 кг
груза в
кабине или
на подвеске Вооружение
(опционально):
1 7.62-мм
пулемет М60 в
дверце
кабины или 4 7.62-мм
пулемета М60
на
направляющих
по бокам
фюзеляжа.
Возможна
подвеска 2
пакетов с 24 70-мм
НУР К вертолетам; на главную. |
|||||||||
Разработчик сайта: Александр Смирнов. 2003 год. E-mail: sasha-flyer@yandex.ru |