|
Мир авиации |
|||||||||
www.world-of-avia.narod.ru |
||||||||||
:::Разделы::: |
:::Поршневые самолеты::: |
|||||||||
|
ОКБ
им. Яковлева
Як-1 В творческом соревновании конструкторских бюро, разрабатывавших в конце тридцатых годов новые истребители, большого успеха добился коллектив, которым руководил А.С.Яковлев. Созданный им опытный истребитель И-26 отлично прошел испытания и под маркой Як-1 был принят в серийное производство. Самолет Як-1 - по схеме - низкоплан, один из самых легких истребителей тех лет. Его взлетный вес - 2847 кг при весе пустого 2347 кг. Конструкция смешанная: каркас фюзеляжа форменный, сварной из стальных хромансилевых труб, обшивка носовой части дюралевая, хвостовой - полотняная. Крыло площадью 17,15 квадратных метров деревянное, без разъемов, оклеенное полотном. Каркас оперения - дюралевый, обшивка - полотно. Бортовое вооружение - одна пушка ШВАК калибра 20 мм для стрельбы через ось редуктора двигателя и два скорострельных пулемета ШКАС. С двигателем ВК-105П истребитель развивал скорость до 580 км/час. Высоту в 5 тыс. м набирал за 5,4 мин. По своим пилотажным и боевым качествам Як-1 был в числе лучших фронтовых истребителей. В годы Великой Отечественной войны он неоднократно модифицировался. На его основе были созданы более совершенные истребители Як-1М и Як-3. Як-1М - одноместный истребитель, развитие Як-1. Создан в 1943 г. в двух экземплярах: опытный экземпляр N 1 и дублер. Двигатель на экземпляре N 1 - ВК-105ПФ мощностью 1180 л. с. с винтом ВИШ-61П, а на дублере - тот же двигатель, но форсированный по наддуву с 1050 до 1100 мм рт. ст. с винтом-автоматом ВИШ-105СВ. Мощность увеличилась до 1240 л. с.
Як-1М был
самым
легким и
маневренным
истребителем
в мире для
своего
времени. В
нем был
воплощен
весь опыт
конструкторской
работы ОКБ
по
истребителям
ЯК
предшествовавших
типов. Общий
стиль
конструкции
был
сохранен, но
вся она
пересмотрена
и
пересчитана
в сторону
максимального
снижения
массы,
уменьшения
габаритов и
улучшения
аэродинамики.
Площадь и
размах
крыла
уменьшены
соответственно
на 2,3 кв. метра
и на 0,80 м и
составляли
14,85
квадратных
метров и 9,20 м
при прежних
размерах
фюзеляжа.
Полотняная
обшивка
фюзеляжа
заменена
фанерной.
Произведена
тщательнейшая
отделка
крыла и
всего
самолета.
Стойки
шасси
удлинены на
100 мм и
увеличен
ход поршней
до 180 мм, что
обеспечило
идеальную
амортизацию
при самых
грубых
посадках.
Водорадиатор
глубоко
утоплен в
фюзеляж.
Маслорадиатор
перенесен
из-под
мотора в
крыло.
Входные
отверстия в
туннеле
двух
маслорадиаторов
расположены
в носке
крыла с
обеих
сторон
капота.
Запас
бензина был
уменьшен на
30 кг и
составлял 275
кг, а масла - 20
кг.
Вооружение:
на
экземпляре N
1 - одна пушка
ШВАК и один
пулемет УБС,
а на дублере
- одна
опытная
пушка ША-20М и
два
синхронных
пулемета
УБС. В
результате
осуществления
указанных
мероприятий
полетная
масса
снизилась
до 2655 - 2660 кг, а
летные
качества
существенно
улучшились.
Первый
экземпляр
Як-1М был
закончен
производством
15 февраля 1943 г.,
проходил
заводские
испытания с
28 февраля по 7
июня (летчики
А. К. Кокин и П.
Я. Федрови),
госиспытания
- с 7 июня по 7
июля и
вторично 21 - 23
июля 1943 г. для
проверки
возможности
форсирования
двигателя
до мощности
1240 л. с. Дублер,
выпущенный
17 сентября 1943 г.,
проходил
заводские
испытания 20 - 30
сентября (летчик
П.Я.Федрови)
и
госиспытания
6 - 15 октября 1943 г.
Летчик А.Г.Прошаков,
развил
скорость у
земли 570 км/ч,
на высоте 4300 м -
651 км/ч, время
виража 17 с,
дальность
до 900 км.
Оценка была
блестящая:
Як-1М прошел
госиспытания
быстро и
успешно и
был
рекомендован
в массовое
производство
взамен Як-1
под маркой
Як-3.
Первые
серии Як-1
имели
характерную
особенность
в своей
схеме и
внешнем
виде -
пологий
гаргрот от
кабины
летчика до
киля.
Гаргрот
улучшал
аэродинамические
формы
самолета, но
несколько
ограничивал
обзор назад.
В
дальнейшем
по
предложению
фронтовиков
серийные
самолеты Як-1
имели
пониженный
гаргрот и
видоизмененный
фонарь
кабины.
Конструкторский
коллектив
внес еще
некоторые
улучшения,
благодаря
которым был
уменьшен
взлетный
вес машины (он
стал равен 2660
кг) и
повысились
ее летные
качества.
Этот
вариант
истребителя
называли Як-1М.
Самолеты
конструкторского
бюро А.С.
Яковлева -
Як-1, Як-3, Як-7, Як-9
составляли
основной
парк
истребительной
авиации в
период
Великой
Отечественной
войны. Их
отличительными
качествами
были
меньший, чем
у других
машин
такого
назначения,
вес, хорошая
устойчивость
и простота
пилотирования.
До конца
войны
заводы дали
фронту
более 36 тыс.
самолетов "Як"
различных
модификаций
- от Як-1 до Як-9ДД.
Як-1Б
-
истребитель-перехватчик
разработанный
в КБ
Яковлева. Як-1Б
является
модификацией
истребителя
Як-1. Первый
полет
самолета
состоялся в
июне 1942 года.
Истребитель
имел
следующие
отличия от
своего
предшественника:
уменьшена
задняя чать
фюзеляжа;
передняя
часть
остекления
кабины
сделана
более
плоской для
уменьшения
оптического
искажения;
изменена
форма
кабины для
уменьшения
сопротивления
воздушному
потоку;
установлено
зеркало
заднего
обзора;
установлены
передняя и
задняя
пуленепробиваемые
стекла
кабины;
2 пулемета
ШКАС
заменены 1 12.7-мм
УБС;
пневмо-механические
и
механические
системы
управления
стрельбой
заменены на
электро-механические;
установлена
новая
рукоять
управления
Р-1 с двумя
кнопками
гашетки в
верхней
части,
аналогично
Bf.109;
установлен
новый
оптический
прицел ВВ
вместо ОПВ.
Установка
нового
вооружения
позволило
слегка
облегчит
вес
самолета,
огневые
характеристики
увеличены. Летные
испытания
проводились
на самолете
№35-60 с 4 по 14 июля
1942 года. Было
совершено 16
полетов
общей
продолжительностью
8 часов 15
минут.
Испытания,
которыми
руководили
ведущий
инженер НИИ
ВВС А.Пронин
и техник Л.Николаев
прошли
успешно и 11
августа 1942
года был
издан
приказ ГКО о
серийном
производстве
самолета.
Первые 10 Як-1Б
были
выпущены в
сентябре
мясяце, и со
следующего
месяца
самолет
стал менять
на
производственных
линиях Як-1.
Официальные
боевые
испытания
проводились
с 10 декабря 1942
года по 28
января 1943
года. 58
самолетов в
составе 32
полка 210
авиадивизии
3-ей
воздушной
армии
Калининского
фронта и 176
полка 283
авиадивизии
16-ой
воздушной
армии
Сталинградского
фронта
совершили 669
вылетов,
участвовали
в 38
воздушных
боях и сбили
25 вражеских
самолета (5 Bf-109F, 6
Fw-190, 8 Ju-87, 3 He-111, 2 Hs-126, 1 Ju-88) при
этом
потеряли
всего 6
самолетов.
С 1943 года
самолет
стал
поступать
на
вооружение
авиачастей
всех частей
вооруженных
истребителями
Як-1. В
течении
года была
проведена
еще одна
модификация
увеличившая
боезапас
для пушки
ШВАК с 120 до 140
патронов и
для
пулемета
УБС с 200 до 240
патронов.
Всего было
построено 4188
истребителей
Як-1Б. Тактико-технические
характеристики: Год
принятия на
вооружение
- 1940 Вооружение:
1 12.7-мм пулемет
УБС, или 1 20-мм
пушка ШВАК и
2 7.62-мм
пулемета
ШКАС, 200 кг
бомб. |
|||||||||
Разработчик сайта: Александр Смирнов. 2003 год. E-mail: sasha-flyer@yandex.ru |